Тема патриотизма в русской литературе. Аргументы к сочинению. Сочинение Что такое патриотизм с аргументами из литературы

Гордость за свою страну и любовь к ней это и есть проявление патриотизма. Патриот это не только человек, который слепо верит в то, что его странна лучшая, но и трезво оценивает все положительные и негативные факторы, которые можно изменить в лучшую сторону.

Ведь со временем приходит понятие того, что в мире существуют места живописней и красивей. И люди есть добрей и отзывчивей и это не обозначает, что любовь к родной земле исчезла, патриотизм угас. А наоборот, нужно прозрачно смотреть на все проблемы и менять все недостатки к лучшему. Когда случается, что страна в опасности, то истинный патриот всегда защитит её и если надо отдаст жизнь. Люди, которые дорожат своей землей, никогда не будут смотреть со стороны на врагов, которые захватывают родную страну.

Многие философы и поэты выдели патриотизму очень много времени и посвятили ему много произведений и рассуждений.

Философ Колар, по национальности чех, объяснил свою позицию таким образом, что главное в патриотизме это сами люди, их обычаи, уважение к предкам и к языку, а земля это всего лишь территория, которая без всего выше указанного ничего из себя не может представлять.

Другой знаменитый композитор Рахманинов будучи в Швейцарии создал в реальности подобие русской деревни, в которой прожил определенное время. Это показывает другое мнение человека на патриотизм. Родные места, хоть и искусственные помогли творцу и пробудили вдохновение.

Знамениты писатель Бунин, подчеркнул то, что творить на чужбине гораздо сложней, чем на родной земле и много людей тоскует по родно земле, даже на местах красивее и культурней, чем в родной стране.

Примеры патриотизма показаны и в уникальном романе «Война и мир». После нападение французов все люди объединились, и каждый внес свою лепту в борьбе за свободу, позабыв все недоразумения между собой.

Обобщив мнения многих деятелей, можно сказать, что в понятии патриотизма нельзя разделять народ и родную землю, так как они дополняют друг друга и не могут существовать раздельно.

Сочинение Что такое патриотизм с аргументами из литературы

Жизненные обстоятельства порой требуют проявления такого качества, как патриотизм. Патриотизм - это ответственность перед родиной, теплая любовь к ней. Это чувство долга, необходимое каждому живущему на Земле человеку.

атриотами не рождаются, ими становятся, прививая любовь к Отечеству, воспитывая чувство прекрасного в своем сердце. Такое качество требует решимости от человека, ответственности за свои действия. Люди не должны предавать свою родину, они обязаны заботиться о ней, прикладывая при этом долю собственных сил.

Множество писателей изображали в своих книгах патриотизм, призывая читателей к любви к родине. Явным примером из литературы служит произведение Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка", где главный герой Петр Гринев служил наказу отца: "Береги честь смолоду". Персонаж истинный патриот своего Отечества, так как его решения по отношению к родине непоколебимы, он не предал присягу императрицы, находясь под угрозой смерти. Так, Петр Гринев заслуживает восхищения, ибо его действия направлены на сохранение своей родины, заботе о ней.

Обратимся еще к одному примеру: произведение Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба», где патриотом является сам Тарас Бульба, что с детства учил своих сыновей (Остапа и Андрия) стойкости и боевому духу. Он считал, что за спасение Родины нужно отдать жизнь, лишь бы Отечество не попало в руки врагу. К сожалению, к одному из своих детей он не сумел привить чувство долга в полной мере, из-за этого Андрий, руководствуясь зовом сердца, покидает своих близких, переходя на чужую сторону. Он сделал выбор, который его отец – Тарас Бульба – простить не сумел. За жестокий поступок героя по отношению к отцу, Андрий умер от его руки, последние слова, что он услышал из уст Тараса Бульбы: «Я тебя породил, я тебя и убью!» Что и случилось, трагедия! Но это жизнь, у каждого человека свои взгляды на неё, так что для одних патриотизм превыше всего, для иных – это не воспринимается близко к душе.

Таким образом, чувство долга и ответственности перед родиной должно воспитываться с детства так, чтобы оно не пропадало ни при каких обстоятельствах. Патриотизм – это добровольная ответственность не только перед Отечеством, но и перед людьми. Этого не стоит забывать. Патриотом быть не просто! Но, если привить к себе это прекрасное качество, то жить станет легче. Выбор, прежде всего, за самим человеком!

9 класс. С аргументами из литературы. 15.3

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Макар Чудра Горького 11 класс

    В произведении идет направленность романтизма, а главная идея романтизма это любовь героев к свободе. Герои отвергают общепринятый уклад общества у них свои взгляды на мир и интересы.

  • Образ и характеристика Вани из рассказа Бежин луг Тургенева

    Ваня был последним из пятерых мальчишек, на которого обратил внимание рассказчик. Ведь он был самым маленьким и самым незаметным.

  • Сочинение Описание друга 7 класс русский язык (Характеристика одноклассника)

    Хочу рассказать вам о своем друге, его зовут Саша. Мы знакомы с раннего возраста. Вместе ходили в детский сад, а теперь учимся в одном классе и посещаем секцию футбола. Каждый человек выглядит по-особенному. Вот и мой друг не исключение.

  • Сочинение Анна Михайловна Попельская в повести Слепой музыкант Короленко

    Повесть Коваленко «Слепой музыкант» - это поучительное произведение о силе человеческого духа, стремлении побороть в себе стеснение и быть самим собой несмотря ни на что.

  • С древних веков людей интересовало и влекло к себе небо, усыпанное бесчисленными звездами. Они указывали путь мореплавателям и путешественникам, но на земле.

"Таяндинская" средняя общеобразовательная школа

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Тема работы:

Тема патриотизма в произведениях наших современников.

ученица 10 класса

МКОУ "Таяндинская" СОШ

Научный руководитель:

Дельянова Наталья Владимировна,

учитель литературы

МКОУ "Таяндинская" СОШ

с. Таянды, 2016 год

Оглавление

I.Вступление…………..………………………………...……………………3

II. Патриотическая тема в произведениях писателей Урала.

1. Патриотизм в рассказах Аношкина М.П ……...............................6

2.Патриотические произведения Алексея Иванова……...………………8

II. "Молодые" голоса России.

1." Моя Россия" Сергея Богаткова..............................................................12

III. Заключение……….…………...……………………………...…….......16

Список литературы…….………….………………………………………..17

Введение.

Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма.

Возникает вопрос, что же такое патриотизм?

Патриотизм-это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы родины и своего народа.

Проблема патриотического воспитания молодежи становится ныне важнейшей проблемой, и решать ее сегодня пытаются на высшем государственном уровне. Негативные процессы в обществе за последние годы повлекли за собой то, что у значительной части населения, и особенно у молодежи, оказались разрушены или утрачены такие традиционно-нравственные черты как романтизм, самоотверженность и патриотизм, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде. В сознании и действиях многих подростков и молодых людей все еще устойчивы такие негативные явления как эгоизм, неуважительное отношение к старшему поколению и человеку труда, стремление к наживе, невысокий культурный уровень.

Как же прививать патриотизм молодежи?

Конечно, существует множество способов: различные форумы, кружки, секции туризма, где можно осмыслить, за что нужно любить свою страну. Но испокон веков нравственности нас учит книга. Как бы мы не воспринимали наши разговоры со сверстниками, советы друзей и родителей. Большему нас научит именно книга. Тема беспредельной любви к родине, тема героической самоотверженной защиты ее всегда являлась самой почетной и любимой темой подлинно народных поэтов и писателей всех времен. В этом, пожалуй, самом богатом разделе литературы очень разумно и органически сходятся традиции устной письменной литературы. И полнокровная, высокоталантливая история литературы великого русского народа воссоздает в первую очередь богатую галерею героических образов давнего и недавнего прошлого истории России.

Любовно и долго воспевал народ в бессмертных своих творениях имена богатырей - защитников отечества от иноземных насильников в образах Ильи Муромца, Добрыни Никитича и т.д. Из давних веков, из седой древности истории русского народа прекрасным, непревзойденным памятником народной патриотической поэзии сохранилась до наших дней славная песнь "Слово о полку Игореве". Великолепно сохранил в своей памяти народ-герой имя Александра Невского, нанесшего сокрушительный удар немцам на Чудском озере. Навеки прославили и увековечили в благодарных сердцах народа свои имена Кузьма Минин, Пожарский, когда враги посягали на независимость России.

А пишут ли о патриотизме современные поэты и писатели?

Конечно, пишут. И пишут не мало.

Исходя из выявленной проблемы, мы сформулировали тему нашего исследования: « Тема патриотизма в произведениях наших современников"

Актуальность темы : Патриотизм является неотъемлемой частью души каждого гражданина. Любой человек должен любить свою страну, и быть готовым постоять за себя и за свою родину. Воспитывать качества патриота в человеке должны с рождения. Будь то любовь к своему селу, краю, березке или озеру.

Ничто так не формирует представление об истории, о Родине, о любви к отчизне как произведения русских писателей. Поэтому сейчас как никогда важно читать произведения художественной литературы, изучать произведения русской классики и, конечно, знакомиться с произведениями наших современников.

По этой причине я выбрала для своей исследовательской работы данную тему.

Цель нашей исследовательской работы – выявить развитие в современной литературе идеи патриотизма

Задачи:

Основной метод исследования - анализ художественных произведений, сравнение.

Гипотеза исследования – произведения талантливых писателей 20-21 веков, несмотря на свое многообразие и разные подходы в изображении Родины, при внимательном чтении и пристальном изучении воспитывают чувство патриотизма у современных читателей.

Объекты исследования : Творчество Аношкина М.П., Алексея Иванова, Сергея Богаткова

Основная часть

I . Патриотическая тема в произведениях писателей Урала.

1. Патриотизм в рассказах Аношкина Михаила Петровича

В нашей работе же мы проследим, как в произведениях писателей 20-21 веков рассматривается вопрос любви к Отчизне и верности ей.

Прошло более 70 лет как закончилась Великая Отечественная война. У меня нет сомнений, что мы, русский народ, великие победители. Да, много жертв, но ради свободы встала вся страна и велик и мал. В моей семье погибли прадедушка и два брата прадедушки. Я знаю их историю, я с гордостью ношу их фамилию. Но меня возмущают высказывания некоторых людей о том, что надо было сдаться, что жертвы не оправданы.

Читайте произведения о войне, помните о тех подвигов мальчишек и девчонок, мужчин и женщин, которые ценой своей жизни подарили нам свободу.

Михаил Петрович Аношкин является патриотом и, кто, как не он может передать всю суть тех мыслей, которые были у него в голове во время войны. Он через это прошел, и подает заслуженный пример нашему поколению!

Михаил Петрович, известный для всех как писатель и журналист. Он родился в Кыштыме, в рабочей семье. Почти все свои произведения посвятил своему городу, своим землякам.

Михаил Петрович - заслуженный работник культуры, кавалер ордена Отечественной войны и Трудового Красного Знамени. В Кыштыме его помнят и любят. Он Почетный гражданин города. Его именем названа одна из улиц Кыштыма.

Первая книга Михаила Петровича вышла в 1948 году. Потом книги стали появляться одна за другой, их вышло 25: "Семья Ладейщиковых", "Суровая юность", "Уральский парень", "Мой знакомый учитель", "Просто жизнь", "Кыштымцы", "Кыштымские были", сборники рассказов "Сугомак не сердится", "Человек ищет счастья"...

Особое место в его творчестве занимают книги о войне: "Прорыв", "Особое задание", "Трудный переход" и др. Михаил Петрович писал о войне честно, искренне. Он в свои книги вложил воспоминания о войне, свои размышления о том, что тогда происходило, какое влияние на людей, на историю страны оказала война.

Ранним июньским утром 1944 года недалеко от Бобруйска началась мощная артиллерийская подготовка. Сотни тысяч тонн металла обрушились на позиции немецко-фашистских войск. Григорий Андреев и его боевые друзья с восторгом наблюдали за этим карающим вихрем огня - они впервые участвовали в таком грандиозном прорыве вражеского фронта.
Так начинается новая повесть Михаила Аношкина "Трудный переход". В ней прослеживаются солдатские судьбы не только Григория Андреева, но и Юрия Лукина, Василия Ишакина, Николая Трусова, Михаила Качанова и других героев, которые известны читателям по повестям "Прорыв" и "Особое задание". И хотя новая повесть является продолжением двух предыдущих, она имеет самостоятельное сюжетное развитие.
Кульминационным моментом книги "Трудный переход" являются эпизоды, в которых рассказывается о форсировании реки Вислы и об освобождении от немецких захватчиков Польши. Как и в других сражениях, здесь ярко проявились высокие боевые качества героев повести, их мужество и героизм.

Все литературное творчество Михаила Петровича Аношкина оставило заметный след в южноуральской литературе.

2. Патриотические произведения Алексей Иванова .

Человек может видеть недостатки своей Родины – в этом его трезвость во взглядах и реализм, но от этого он не перестает любить страну, свой край, своих родителей, свою историю. Таким человеком является Алексей Иванов.

Иванова отличает яркое своеобразие русской, глубоко национальной лексики, патриотизм, внутреннее родство с русским фольклором.

Алексей Иванов, «Золото бунта»: «Солнце укололось донышком о верхушки сосен на хребте Четырех Братьев и покраснело, словно от боли. … Четырешный ручей волочил ветки, сучья, кору, оторванные куски дернины, гневливо швырял это всё в Чусовую – так вздорная баба, подметая в избе, выбрасывает мусор с крыльца под ноги пришедшему гостю».
«На гребнях, на взгорьях, все в солнце, пылали кремлевские боры. Блестели пески-сверкуны. … Ястребы плавали над хребтами, словно не могли затонуть в зное, как в масле. Чумная зелень перла на залывах, удобренных половодьем. Уремы пахли пылью и медом. Застенчиво золотились рожью редкие займища в лесах.
…Острова, косматые от тальника и птичьего щебета, лежали, как коровы на мелководье.
… Только у ласточек хватало сил стремглав носиться над водой – но ласточки божьи птицы: их Христос благословил за то, что они у римлян гвозди украли».
Яркий, теплый, бесконечно живой мир русской природы, изображаемый автором с любовью, передает широту и поэтичность русской души. Поэтому не стоит сравнивать юного Осташу, чьими глазами автор смотрит на свой родной край, с «уральским терминатором», беспощадным убийцей, или с «братанами и паханами» XVIII века. При всех явных различиях внутреннее родство авторского стиля со стилем писателей деревенской прозы очевидно.

В романе «Золото бунта» писатель осваивает историю Урала XVIII в., до него уже неоднократно бывшую предметом изображения. Главный герой романа, сплавщик Остафий Петров, живет на красивой и опасной горной реке Чусовой. Он уже нашел «живинку в деле», до тонкостей знает свою тяжелую и опасную работу. «Это роман о мире, в котором христианство было главенствующей идеологией, в избах водились домовые, а на берегах Чусовой сидели вогульские идолы, когда земля воспринималась как живое существо, а имя считалось воплощением души его носителя, когда каждый разговор сворачивал на спор о религии и правой вере и сворачивал естественно. Как должно поступать душе в мире, пропитанном злом и грехом, - вот основной вопрос, на который ищут ответ герои книги и приходят в итоге на Чусовую, «реку теснин», «теснины» которой не просто пороги, но и тесные врата райского преддверия.

В Российском культурном ландшафте благодаря Иванову проявляются новые значимые территории - Пермский край и река Чусовая. Река Чусовая оказывается своего рода связующей нитью между Европой и Азией, Рекой Испытаний Духа, местом средоточия Большой Истории. Как утверждает сам Иванов, Чусовая - «единственный общеизвестный бренд Урала, река, сохранившая многие смыслы исчезнувшей горнозаводской цивилизации».

Для А. Иванова принципиально важно, что Урал - край с историей, которая нуждается в переописывании с позиции современного человека, чуткого к идеям национального, государственного, дискурсивного. А. Иванову дорога идея воспроизводства российской исторической реальности как многоцентрового социального мира, где происходят мощные культурные столкновения русского с нерусским, ортодоксально- православного со старообрядческим, природного с культурным.

У Иванова важнейшие координаты уральского мира - река, завод, бунташные люди, раскольники, плохо понятные современному сознанию языческие верования. Тема - специфика российской колонизации. Иванов, рассказывая о специфике колонизации, апеллирует к идее столкновения равных по значимости народов, верований, языков, их взаиморастворения друг в друге. При этом уникальное «уральское» у него обозначает проявление российского. Продолжает тему России, Иванов издает фотокнигу "Увидеть русский бунт"

Это не пересказ истории пугачёвщины с картинками. Это способ увидеть сложность внутреннего устройства России и в далёком XVIII веке, и сейчас.

Пугачёвщина – до сих пор невыученный урок России. В каждую эпоху она переосмысляется по-своему. В XIX веке, для Пушкина, она была борьбой нации против элиты: казаков против дворян. В XX веке, для Ленина, она была классовой борьбой: крепостные против помещиков. Прочтение XXI века – борьба за идентичность.

Огромная Россия внутри себя устроена очень сложно. Можно говорить о комплексах региональных образов жизни. Все вместе они – русские, но отличаются друг от друга. Пугачёв внёс в эти комплексы свою идею: переустройство державы по казачьему образцу. Но каждый комплекс отреагировал на эту идею по-своему. То есть, пугачёвщина выявила идентичность, «активировала» четыре разных цивилизационных зоны России.

Это большое фотопутешествие по кругу Уральск – Оренбург – Белорецк – Магнитогорск – Троицк – Златоуст – Оса – Ижевск – Казань – Пенза – Саратов – Волгоград – Уральск. Кроме того, важнейшие для пугачёвщины события происходили в Москве, Петербурге, Волгодонске, Кореле, Челябинске, Кургане, Уфе, Кунгуре, Краснодаре, Астрахани, Атырау (Казахстан), Хиве (Узбекистан), Могилёве (Беларусь), Таллинне (Эстония).

Странно, что подобной книги не было ни в XIX , ни в XX веке. Пройти по пути пугачёвщины и «увидеть русский бунт» своими глазами – лучший и самый логичный способ понять, как устроена Россия, и почему с ней случаются катастрофы вроде пугачёвщины.

Книги Алексея Иванова пропитаны любовью к Уралу и уважением к людям, живущим в этом суровом крае.

Урал и Предуралье неоднократно становились предметом изображения в искусстве, но меняющаяся социокультурная ситуация побуждала к постоянной актуализации образа региона, к тому же недостаточно авторитетную в культуре. А. Иванов стремился сделать Урал «видимым», существующим в мировой системе культурных ландшафтов. А. Иванов воспринимает себя как человека уральского, во всяком случае, в становлении его литературной репутации тема «уральской звезды» занимает немаловажное место.

II . "Молодые голоса"России.

1." Моя Россия "Сергея Боготкова.

Я живу в маленькой уральской деревне, поэтому книга Сергея Боготкова мне понравилась. Некоторые герои книги "Моя Россия" напомнили мне жителей моей деревни.

Сергей Богатков в своем сборнике "Моя Россия"раскрывает перед читателем образ современной России- гордой и разгульной, тоскливой и бунтующей, православной и прекрасной.

"Два года я писал эту книгу.- пишет к своей книге Сергей Богатков,- но ещё дольше я искал и лелеял в своей душе живые образы современной России, стараясь найти ответ на вопрос, так что же такое Россия? Я пытался определить и вместить в своё сознание это ёмкое, всепоглощающее слово. И каждый раз, находя ответ, я создавал очередной Лик. Я собирал свою Россию по кусочкам, без прикрас. В итоге получилась книга.

Россия, как волнительно и неповторимо имя твоё, как много в нём простора и тоски, безумства и свободы, достоинства и красоты. Россия, как щедра и прекрасна ты в своей мудрости, как мила и непосредственна в своей чистоте. И как только не называл русский народ свою Отчизну: и Родина-мать, и Россия-матушка, и Святая Русь, и Великая Россия, но каждое имя твоё до краёв наполнено глубоким уважением, пылкой необъяснимой сыновней любовью и несокрушимой гордостью за свою многострадальную Родину, за свою Россию, которой нет конца…"

Молодой человек Павел Верещагин в рассказе "Деревня", недавно вернувшийся из туристического путешествия по Европе и полностью очарованный ею, с явной неохотой едет навещать свою бабушку, живущую в одной из захолустных деревень Рязанской области. Попадая из Европы в захудалую русскую деревушку, он испытывает культурологический шок и разочарование от всеобщей убогости и не обустроенности деревни, в которой не был уже пять лет. Но, немного присмотревшись в течение первых дней, он случайно встречает знакомого деревенского парня, с которым когда-то дружил и, забывая про всё, полностью окунается в разгульную деревенскую жизнь. За это время он успевает познакомиться со многими колоритными деревенскими персонажами, а также девушкой (своей будущей женой), напиться деревенской самогонки, покричать во всё горло русские народные песни у костра, почувствовать неописуемый восторг от ночных купаний в реке, покататься по ночному берегу на лошади и даже поучаствовать в массовой драке. И уже вскоре, он начинает понимать и ценить родную деревню, её неброскую скромность и простоту. И именно там, не в шикарных европейских городах, а в захудалой деревушке, он обретает понятие Родины и переосмысливает всю свою прошлую жизнь. Вскоре Паша возвращается в Москву. Но ощущение воли будоражит его душу всё время, пока он находится в офисе на рабочем месте. И, в конце концов, он так и не смог перебороть в себе это потрясающее чувство безграничной свободы, и смириться со своим зависимым положением.

Постепенно Паша перестаёт ценить всё то, что привыкло больше всего на свете ценить современное поколение, - карьеру, деньги и приторный европейский образ жизни, который старательно преподносят как великую ценность иностранные работодатели. И уже вскоре, Паша увольняется с работы и вместе с новой семьёй переезжает в деревню.

Сергей Богатков- человек, у которого было в мечтах передать все красоту России, не за долго до написания своей книги «Моя Россия» он побывал в одной из деревень Рязанской области «Ирицы». «. В этой деревне он отдыхал, дышал чистым и ароматным воздухом полей, купался в реке и просто наслаждался неброской простотой средней полосы России. Именно там, в захолустной деревне «Ирицы», где нет ни воды, ни газа, у писателя и возникла идея " создать монументальное, эпическое произведение, которое вобрало бы в себя всю Россию. Всю, без остатка! Ни больше, ни меньше.»-сказал Сергей Богатков. Долго мучаясь и «пробиваясь» он сказал: «И уже теперь, я могу честно и открыто признаться, что я начал писать «Мою Россию» не ради чего-то, но вопреки всему!» Писать он начал в 2007 году, и спустя десять месяцев закончил первую повесть «Деревня». Именно та самая деревня «Ирицы», где впервые мне пришла идея объять всю Россию. Эта деревня стала для меня первым из семи будущих Ликов «Моей России». «Практически ежедневно я работал по пять-шесть часов, отдавая литературе всю свою энергию и все свои силы. Так, в течение последующего года, на свет, одна за другой появились повести: «Бунт», «Тоска», «Масленица», «Дорога» и «Колокол», над каждой из которых работал в среднем по два-три месяца. И к каждой из этих повестей писатель относился с душой, лелеял и пропускал их сквозь призму своего существа, "Я вынашивал их, как мать, вынашивает ребёнка.»-позже сказал Богатков.

Чтобы написать «Бунт», он ходил на митинги оппозиции, и участвовал в запрещённых властями массовых акциях протеста. Неоднократно проходил с толпами демонстрантов сквозь плотные кордоны солдат внутренних войск и усиленные отряды милиции, скрывался во дворах, от разъярённых бойцов «ОМОНа» безжалостно рассеивающих толпу.

Для того чтобы написать повесть «Тоска», он специально ездил в Петербург, чтобы побродить по его улицам и пропитаться величественной грустью творенья Петра. Приходилось подолгу стоять на Аничковом мосту, прижавшись к гранитному фундаменту вздыбленных коней, и в одиночестве, тенью бродить по Гороховой улице, теряться в подворотнях Графского переулка и глубоких унылых дворах Невского проспекта. Именно на этих улицах и в этом городе, развёртывается весь психологический драматизм повести «Тоска», самой лучшей и самой тяжёлой повестей писателя.

Повесть «Масленица» также создавалась на основе личных впечатлений о русском разгуле и необузданном веселье, после катаний на запряжённых тройках и ледяных гор, после игривых кулачных боёв и медовухи. И даже сейчас, "когда я вспоминаю об этом, я отчётливо слышу пронзительный звон бубенцов от проносящейся мимо тройки гнедых лошадей, я слышу пьяные песни москвичей в селе «Коломенском» и в сердце своём я снова кричу от восторга: «Да Здравствует Весна! Весна-актриса! Весна-капель!».-сказал Сергей.

«Дорога» рождалась в пути, под свист ветра и стук вагонных колёс, под игривый танец дрожащего солнца за окном, и бегущую навстречу необъятную Россию, такую огромную, такую волнующую. Повесть «Дорога»- это в сущности протест против убогих принципов корпоративных культур и жалкому поколению «офисного планктона».

Самой последней повестью, завершающей двухлетний труд писателя, является повесть «Колокол» - это гимн православной России, это молитва и крик души. И создавалась она не за письменным столом, а в Свято-Николо-Чернеевском монастыре (основанным преподобным Матвеем в 1573 году), под церковные песнопения, под запах ладана и пение отеческих молитв.

31 августа 2009 года Сергей поставил последнюю точку и почувствовал чудовищную опустошённость. Он закончил труд, к которому шёл многие годы. А ещё спустя пять месяцев, «Моя Россия» была опубликована и увидела свет.

Патриотизм русского народа воспевался во все времена. Огромная любовь к своей стране воплощалась в произведениях отечественных писателей в образах смелых и сильных героев, а также в прекрасных описаниях родной природы и просто ярких русских характеров.

Роман-эпопея «Война и мир» поистине считается образцом мужества и героизма русских людей. Лев Николаевич Толстой отрицал возможность активного воздействия личности на историю, поскольку предусмотреть или изменить направление исторических событий нельзя. Исход войны 1812 года был определён, с точки зрения писателя, не таинственным и недоступным человеческому пониманию фатумом, а «дубиной народной войны», действовавшей с «простотой» и «целесообразностью».

Автор создаёт множество образов мужиков, солдат, суждения которых в совокупности составляют народное мироощущение. Все герои романа проверяются с этой стороны: одушевлены ли они всенародным чувством, готовы ли на подвиг, на высокую жертву и самоотвержение. В любви к Родине, патриотическом чувстве равны князь Андрей Болконский и солдат его полка. Но князь Андрей не только одушевлён всеобщим чувством, а и умеет сказать о нём, анализировать его, понимает общий ход дел. Именно он в состоянии оценить и определить настроение всего войска перед Бородинским сражением.

Многочисленные участники сражения охвачены единым чувством патриотизма. «Солдаты в моём батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят», - вот всё, что слышит князь Андрей про солдат от батальонного командира Тимохина. Пьер Безухов вполне понимает смысл «неясных» и тоже слишком кратких слов солдат: «Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва. Один конец сделать хотят». Солдаты выражают уверенность в победе, готовность умереть за Родину.

По мнению Толстого, в войне 1812 года огромную роль сыграла личность Кутузова. Кутузов «не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему». Кутузов знал, что «решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти».

Слияние с народом, единение с простыми людьми делает Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля и идеалом человека. Он всегда скромен и прост. Выигрышная поза, актёрство ему чужды. Кутузов в романе - выразитель народной мудрости.

Анна Ахматова Навсегда связала свою судьбу с судьбой родной земли, и, когда после революции пришла пора выбирать, она не колебалась: осталась с родной страной, с народом, объявив об этом решительно, громко в стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно…». Но становиться певцом победившего класса Ахматова не собиралась. Она не отказывала революции в величии целей, но была убеждена, что их утверждению не могло способствовать поругание человечности, жестокость.

Родина никогда не была для Ахматовой понятием отвлеченным. Если в раннем творчестве всей родиной для поэтессы был Петербург, то с годами, при обращении к теме родины, ее размышления становятся все более значительными. Например, в стихотворении «Родная земля» любовь к родине проверяется всей жизнью, но и смерть, убежденна Ахматова, не может оборвать нить связи человека с родной землей:

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным краем.

Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно – своею.

Для С. А. Есенина родной край, родина – это средняя Россия, село Константиново Рязанской губернии, это Русь деревенская, с крестьянским бытом и древними традициями, с ее сказками и песнями, с диалектными словами, передающими своеобразие говора, с красочным миром природы. Но чем дальше уходит Есенин от своей малой родины, тем больше меняется его поэзия, язык, краски.

Исторические события, изменившие Россию, со всей полнотой отразились в есенинской поэзии. Образ «голубой Руси» сменяется у него Русью советской. Поэзия Есенина отличается необыкновенной целостностью, так как все в ней – о России: «Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве».

Образ России в лирике Есенина меняется, как сама жизнь в стране, как ее облик. Но остаются незыблемыми те ценности, из которых и складывалось для Есенина понятие России: деревня, русская природа, люди, живущие вокруг, счастье «дышать и жить». Теме любви к России посвящены такие стихотворения, как «Гой, ты, Русь, моя родная», «Край ты мой заброшенный», «Спит ковыль. Равнина дорогая», «Русь», «Русь советская», «Русь уходящая», «Письмо к женщине», и многие другие.

Тема родины во всей времена была ведущей в русской литературе. К ней обращались многие поэты и писатели, каждый разрабатывал эту тему по-своему, но неизменным всегда оставалось одно – глубокая любовь к России.

аргументы к сочинению

Большой толковый словарь даёт следующее определение патриотизма:

Патриотическое воспитание должно начинаться с самого раннего детства. Это любовь к своей малой Родине, к природе, изучение истории страны, знакомство с биографиями людей, которые своими именами прославили нашу Родину на весь мир. Так, известный врач Николай Иванович Пирогов в период Крымской войны (1853-1856 гг.) просится отправить его в Севастополь, так как знает о тяжёлом положении гарнизона, который охраняет город. Врачу отказывают, говоря, что и в тылу для него найдется много работы. Но Пирогов проявляет настойчивость и добивается своего. Позже он говорил, что просто не мог сидеть дома, зная, как нужна помощь опытного хирурга людям, пострадавшим во время обороны Севастополя.

По моему мнению, очень большая роль в воспитании патриотизма принадлежит культуре.
Человек начинает лучше понимать, как велик и талантлив его народ, по-настоящему ценить достижения своей страны, когда знакомится с выдающимися творениями живописи, музыки, литературы, созданными его соотечественниками.
Пример удивительного патриотизма русского народа мы видим в

Так, капитан Тушин со своим отрядом, вопреки приказу отступать, несколько часов отбивался от врага и выстоял. В этом неказистом, простом и даже грубоватом на первый взгляд человеке сочетаются простота и героизм, для Толстого в нём воплотился истинный дух русского народа: его умение в часы несчастья, забывая себя, противостоять врагу, его скромность, не требующая других наград, кроме свободы и мира.
В семье Ростовых интересы государства ставятся выше личных. Хотя младший сын Петя ещё почти ребенок, родители в конце концов дают согласие на его службу в действующей армии, так как ценят в сыне искренний порыв – встать на защиту Родины в трудный для неё момент.
Андрей Болконский и Пьер Безухов также не остаются в стороне в тяжелый для страны момент. Князь Андрей не принимает предложения стать адъютантом Кутузова и предпочитает быть в боевом строю, вместе со своими солдатами. Пьер на собственные деньги снаряжает целый полк.
Совсем другой «патриотизм» показан Толстым в салонах Петербурга, где проводит время высшее общество. Все заботы этих людей сводятся к тому, чтобы хлопотать о протекции в получении «тёплого» местечка в штабе, хорошей должности; здесь много говорят о политике, называют Наполеона «корсиканским чудовищем» и вводят запрет на французский язык. В салоне сочиняют листовки, где на смешном русском языке, подделанном под простонародный, призывают крестьян бороться с Наполеоном. Таким образом, при помощи антитезы показывается карикатурность происходящего: описания салонов соседствуют с батальными сценами и духовными исканиями любимых героев Толстого.
Летописи древнегреческих историков донесли до нас рассказ о греческом атлете, отказавшемся принять участие в битве за Афины. Атлет отказался, мотивируя это тем, что ему необходимо готовиться к соревнованиям. Позже, когда спортсмен захотел принять участие в Олимпийских играх, афинские граждане отказали ему, заявив:

Введение………………………………………………………….…....…2

Глава I . Патриотизм в русской литературе.

1.1. Патриотизм в произведении «Повесть о настоящем человеке»

Б. Полевого………………………………………………………………...4

1.2. Патриотизм в произведении Л.Н. Толстого “Война и мир”..5

1.3. Патриотизм в лирике М.Ю. Лермонтова……………….……....8

1.4. Патриотизм в лирике А.С. Пушкина ………………………... 11

1.5. Патриотизм в произведениях А.А.Блока и С.А. Есенина…......13

Заключение………………………………………………..…………...…18

Список литературы…………………………………………….……...…20

Введение

Тема патриотизма в русской литературе, на мой взгляд, сегодня очень актуальна. Потому что, поэты, писатели, в свое время создавали идеальный образ «настоящего» патриота. Так же сами писатели были патриотами своей страны, во многих своих произведениях они призывали любить и защищать свою родину. Подрастающее поколение, читая произведения русских писателей, начинают по-другому относиться к России, у молодежи формируется чувство патриотизма. От чувства патриотизма зависит отношение человека к своей стране, а значит и к окружающим его людям (родному народу), к выбору правительства (следовательно, и будущего этого государства). Так же от уровня преданности и принадлежности себя к какой-либо стране зависит вклад конкретной личности в науку, искусство, безопасность и ещё множество областей социальной жизни человека.

В русской литературе накоплено достаточно информации о патриотизме, это нам позволяет выделить проблему патриотизма как самостоятельный объект исследования.

Предмет: Патриотизм в творчестве русских писателей.

Цель: Рассмотреть патриотизм в творчестве русских писателей.

1.Изучить патриотизм в творчестве различных русских писателей.

2. Рассмотреть понятие «патриотизм» по различным признакам, принципам и позициям, в произведениях русских писателей.

3. Трактовка понятия «патриотизм» в творчестве русских писателей.

Проблема патриотизма очень остро затрагивается в русской литературе. У многих русских писателей в произведениях отражается любовь родине, а так же трепетное отношение к своему Отечеству.

Тема патриотизма очень ярко проявляется в таком произведении, как «Война и мир» Л.Н.Толстого. В этом произведении патриотизм рассматривается на реальных событиях Отечественной войны 1812 года. Так же проблему патриотизма можно встретить в таком произведении, как «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого. Тему патриотизма затрагивают и многие другие русские писатели, например А.С.Пушкин, С.А.Есенин, М.Ю.Лермонтов, А.А. Блок, они патриотизм рассматривают как любовь и верность своему Отечеству.

Творчество русских поэтов, оставивших след в отечественной литературе и в памяти народа, как нельзя лучше проникнуто словами патриотизма и героизма русского народа.

Патриотизм в произведении «Повесть о настоящем человеке»

Б. Полевого.

Главный герой произведения Маресьев – настоящий патриот своей Родины. Он очень хотел летать, поэтому на войне был летчиком. Отважно сражаясь в бою, был сбит. Маресьев после падения самолета выжил. Но оказался один в тайге.

Очнувшись, он понял, что его ноги не двигаются, ему пришлось ползком добираться до своих. Три дня он полз по тайге. Отморозив ноги он все-таки добрался до русской границы. Там его встретили русские пограничники и отправили в госпиталь. В больнице он лишился ног…

Подлечившись, Маресьев хотел снова летать, но врачи не разрешали, ведь у него не было ног.

Когда он вышел из госпиталя, то решил, что будет летать, ни смотря, ни на что. Сделав себе протезы, Маресьев совершил первый вылет. Он оказался довольно таки удачным. Получив опыт полетов с протезом, герой совершил первый боевой вылет, и он тоже оказался удачным.

В этой повести автор хотел показать не только силу воли, любовь к небу и самолетам, но и настоящий патриотизм, исходящий из души. Маресьев по- настоящему любил свою Родину, ведь он так хотел летать – защищать свою страну он вражеских нападений.

Патриотизм в произведении Л.Н. Толстого “Война и мир”

Л.Н. Толстой говорит в своем романе и о верных сынах отечества, и о лжепатриотах. В первом томе произведения автор рассказывает о войне с Наполеоном. После того как Австрия отказалась продолжать войну в союзе с Россией и Пруссией, над русскими войсками нависла угроза разгрома. Австрийская армия сдалась. Над русскими войсками нависла угроза разгрома. И вот тогда Кутузов принял решение послать Багратиона с четырьмя тысячами солдат через труднопроходимые Богемские горы навстречу французам. Багратиону предстояло быстро совершить трудный переход и задержать сорокатысячную французскую армию до прихода Кутузова. Его отряду нужно было совершить великий подвиг, чтобы спасти русскую армию.
В этом сражении, патриотизм показывается на примере бесстрашного Долохова. Его храбрость проявляется в бою, где «он в упор убил одного француза, первый взял за воротник сдавшегося офицера». Но после этого он идет к полковому командиру и докладывает о своих «трофеях»: «Прошу запомнить, ваше превосходительство!» Далее он развязал платок, дернул его и показал запекшуюся кровь: «Рана штыком, я остался на фронте. Попомните, ваше превосходительство». В этом поступке, я считаю, не показывается истинный патриотизм, потому что настоящий патриот не будет настолько гордится своим поступком, а так же стремиться стать героем.
Меня не удивляет также и поведение Жерехова. Когда в разгар сражения Багратион послал его с важным приказом к генералу левого фланга, он не поехал вперед, где слышалась стрельба, а стал искать генерала в стороне от боя. Из-за непереданного приказа французы отрезали русских гусар, многие погибли и были ранены. Таких офицеров было достаточно много. Их, конечно, нельзя назвать трусами, но они не могут забыть ради общего дела себя, личные интересы.

Русская армия, разумеется, состояла не только из подобных офицеров. В главах, описывающих Шенграбенскую битву, мы встречаем истинных героев. Вот он сидит, герой этой битвы, герой этого «дела», маленький, худой и грязный, сидит босой, сняв сапоги. Это артиллерийский офицер Тушин. «Большими, умными и добрыми глазами смотрит он на вошедших начальников и пытается шутить: «Солдаты говорят, что разувшись ловчее», - и смущается, чувствуя, что шутка не удалась».
Толстой делает все, чтобы капитан Тушин предстал перед нами в самом негероическом, даже смешном виде. Но именно этот смешной человек был героем дня. Князь Андрей справедливо скажет о нем: «Успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и героической стойкости капитана Тушина с ротой».

Второй герой Шенграбенского сражения - Тимохин. Он появляется в тот самый момент, когда солдаты поддались панике и начали отступать. Казалось, все потеряно. Не в эту минуту наступавшие французы вдруг побежали назад - в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина. И только благодаря Тимохину русские имели возможность возвратиться и собрать батальоны. Исходя из его поступков, можно сказать, что Тимохин и есть истинный патриот своей родины.

Мужество разнообразно. Есть немало людей, безудержно храбрых в бою, но теряющихся в будничной жизни. На образах Тушина и Тимохина Толстой показывает читателю по-настоящему храбрых людей с огромным чувством патриотизма к своей родине.
В войне 1812 года, когда каждый солдат дрался за свой дом, за своих родных и близких. Чем дальше продвигался Наполеон в глубь России, тем более возрастали силы и дух русского войска и тем более слабела французская армия, превращаясь в сборище воров и мародеров.

Только воля народа, только народный патриотизм, «дух войска» делает армию непобедимой. Именно к этому выводу пришел Толстой в своем бессмертном романе-эпопее «Война и мир».

Патриотизм в лирике М.Ю. Лермонтова

Одним из главных произведений Лермонтова, где проявляется патриотизм это стихотворение «Родина».

« Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой».

Стихотворение «Родина» стало одним из шедевров не только лирики М.Ю. Лермонтова, но и всей русской поэзии. Ничто, кажется, не дает такого умиротворения, такого ощущения покоя, даже радости, как это общение с деревенской Россией. Именно здесь отступает чувство одиночества. М.Ю. Лермонтов рисует Россию народную, светлую, торжественную, величавую, но, несмотря на общий жизнеутверждающий фон. Почему любовь к своей родной стране носила у поэта столь противоречивый характер? Прежде всего, с одной стороны, для него Россия – его Родина, где он родился и вырос. Такую Россию М.Ю. Лермонтов любил и прославлял. С другой стороны, он видел Россию как страну, в которой правит грубая, жестокая власть, подавляющая все человеческие стремления, а главное, народную волю, а значит и патриотизм, потому что народная воля это и есть патриотизм.
М.Ю. Лермонтов выдвигает нечто настолько по тем временам необычное, что приходится несколько раз подчеркнуть эту необычность: "Люблю Отчизну я, но странною любовью", "но я люблю - за что, не знаю сам", "с отрадой, многим незнакомой". Это какая-то исключительная любовь к России, до конца как будто не понятая и самим поэтом. Ясно, однако, что любовь эта проявляется по отношению к России народной, крестьянской, к ее просторам и природе.

Патриотическая тема в этом стихотворении приобрела уже лирический характер. В стихотворении Лермонтов высказывает несколько иное патриотическое сознание. Он сразу же отличает чуждые ему формы патриотизма. Поэт равнодушен к славе, купленной кровью, к заветным преданиям. Постепенно поэт все больше переходит от обобщенной мысли к конкретной. Любовь поэта к России настоящая, взыскательная, глубокая. Поэт утверждает свою любовь к России народной, крестьянской, к мощи и простору русской природы, отражающей душу народа, к русской земле, возделанной его трудом. Одним из первых М.Ю. Лермонтов признается, что любит Россию не за ее героическую историю, а за ее неповторимый облик, и в первую очередь – природу. С другой стороны, заявляя о своей любви к «проселочной», деревенской России, поэт рисует ее образ не только без подчеркивания особо привлекательных, «теплых» черт («ее степей холодное молчанье», «дрожащие огни печальных деревень» - наряду с «полным гумном» и другими отрадными приметами сельского достатка). Такая диалектичность подхода к теме родины, ни в какой мере не вредит определенности душевного выбора поэта, цельности и силе его чувств.
Но зато в герое этого стихотворения как бы бледнеют и стираются те особенности, которые отделяют его от спутника – человека из народа. При этом образ героя вписан в образ родной земли, введен в ее сферу. Для лирического героя этого стихотворения важна его родина, в ней он ищет свои идеалы, и именно в ней он видит простую, искреннюю и естественную жизнь, и герой хочет слиться с этой жизнью, хочет стать частью огромного целого – своей Родины. Для М.Ю. Лермонтова родина – в жизни народа, в его простом быту, разнообразные детали которого поэт как бы перебирает в памяти «с отрадой» и любовью. М.Ю. Лермонтов не видит недостатков крестьянской жизни. Поэт описывает сельскую жизнь, слегка идеализируя ее, он не описывает ни тяжелый и изнурительный крестьянский труд, ни тяжелое положение самих крестьян.