Проблема реализации личности в толерантном обществе. Проблема толерантности и путей ее формирования

Проблема толерантности в современном обществе.

«Если я не такой, как ты, то я этим не

Оскорбляю тебя, а одариваю».

Вот уже 16 лет мы живём в 21 веке. Прогресс, экономика, компьютерные системы –всё на службе человека. Казалось бы жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее. Но, однако, в современном обществе происходит активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Почему? Какие проблемы толерантности в современном обществе существуют?

Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, способность иметь права и свободы, не нарушая прав и свободы других. Толерантность также является основой демократии и прав человека, нетерпимость в обществе приводит к нарушению прав человека, насилию и вооружённым конфликтам.

Нетерпимость общества-это слагаемое нетерпимости его граждан. Фанатизм, стереотипы, оскорбления или шутки на расовую тему-конкретные примеры выражения нетерпимости, которые ежедневно имеют место в жизни части людей. Нетерпимость ведёт только к встречной нетерпимости. Она заставляет своих жертв искать формы отмщения. Каждый из нас должен задаться вопросом:» Толерантен ли я? Не виню ли я людей в своих бедах?».

Толерантность»…качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувств неприятия, вызванное всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, образ жизни, убеждения). Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение его прав на отличие. Толерантность-терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям».

Но надо знать, что толерантность не предполагает обязательного отказа от критики, от дискуссии, и тем более от собственных убеждений. В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Это объясняется целым рядом причин: резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам и связанный с этим рост нетерпимости; развитие религиозного экстремизма; обострение межнациональных отношений, вызванное локальными войнами; проблема беженцев.

Исходные принципы толерантности:

Отказ от насилия;

Добровольность выбора;

Умение принудить себя, не принуждая других;

Подчинение законам;

Принятие Другого(национальность, раса, культура, религия…).

Итак, проблема воспитания толерантности должна объединить людей разных, прежде всего, специалистов разных направлений и уровней-психологов, педагогов, воспитателей и т.д.

Притча о мудреце, к которому пришла мать с сыном-сладкоежкой и просила убедить его не есть много сладкого. Мудрец велел прийти им через месяц. «Не ешь сладкого»,--сказал мудрец, обращаясь к мальчику. »Что же ты не сказал этого сразу, зачем заставил ждать целый месяц?»--возмутилась мать. И тут мудрец признался, что не мог этого сделать потому, что в это время ел сам сладкое. Именно это и есть пример толерантности, самоограничение, требующее начинать с себя лично.

Межэтническая толерантность - это убеждения и практики поведения, основанные на идеях равенства прав всех людей, независимо от их этнической или национальной идентификации. Проблемы межэтнической толерантности являются одними из самых актуальных в современном мире. О сходных проблемах говорят в связи с национализмом и расизмом как проявлениями нетерпимости к другим.

Начнем с того, что не существует единого научного подхода к определению понятий «этнос», «нация», «раса». Мы опираемся на социологический подход, в рамках которого этнос - сообщество, социальная группа, члены которой считают, что их объединяет общий язык, происхождение (реальное или предполагаемое), территория проживания (современная или историческая), культура, в том числе религия, стиль одежды и украшений. Часто называют также психологический признак: чувство связи между своими. Однако все эти признаки не абсолютны. Так, на одном языке часто говорят люди, идентифицирующие себя с разными этническими группами. Территория, которую какой-либо этнос связывает со своим происхождением, никогда не закрыта для проживания представителей других этносов. Специфика конкретной этнической культуры в еще меньшей степени поддается четкому определению и отграничению от других культур. По данным современной социологии, все этнические различия являются полностью приобретенными, несмотря на то, что многие представители той или иной этнической группы считают, что их объединяют и какие- то «естественные», «природные» качества. Не все люди считают необходимым идентифицировать себя с определенным этносом. Иногда это затруднительно, так как среди родственников есть представители разных этнических групп.

Нация - понятие, связанное с этносом, но не идентичное ему. Когда говорят о возникновении нации, к названным выше объединяющим признакам этноса добавляют экономические и торговые связи, а главное - возникновение собственного государства. Нация - общество, объединенное политически и экономически в границах государства, как правило, неоднородное в этническом отношении.

Возникновение этнических групп относят к далекому прошлому, национальных государств - к Новому времени. Не всякий этнос имеет собственное государство, в то же время сегодня практически нет моноэтничных государств и о нации говорят как о гражданской общности: группа людей, являющихся гражданами одного государства.

Н а ц и о н а л и з м - идеология и политика, ценностями которых провозглашается преданность своей нации, деятельность на благо собственного народа, невзирая на социальные и культурные различия внутри нации. Радикальные националисты часто заявляют о своей нетерпимости к другим в этническом, религиозном, культурном отношении, отрицают многообразие внутри одной нации. Сторонники умеренного национализма осуждают проявления нетерпимости к другим нациям, этносам, культурам, они выступают за признание многообразного единства нации и за солидарность с другими народами.

Раса - еще менее определенное понятие, чем этнос. Мы разделяем точку зрения известного социолога Энтони Гидденса: расовыми обычно называют физические отличия по цвету кожи или другим характеристикам . Обоснованию понятия расы было посвящено много псевдонаучных теорий, и эти теории оказали большое влияние на массовое сознание. В их основе лежач поиск созависимости внешности человека и его биологических особенностей. Количество рас у разных авторов варьировалось от четырех-пяти до трех десятков. Однако эти теории не нашли реачьного подтверждения, во-первых, из-за большого количества найденных исключений и несоответствий. Например, так называемый «негроидный» тин определяли по темной коже, но ее оттенки имеют очень большие градации, а курчавые или волнистые, темные или светлые волосы у людей с темной кожей и вовсе опровергают любую четкую «расовую» классификацию. Во-вторых, развитие генетики опровергло теорию о наличии нескольких линий расового развития от наших антропоидных предков. Ученый, проводящий анализ крови конкретного человека, не может уверенно установить, взят образец у представителя «негроидной», «европеоидной» или «монголоидной» расы. В-третьих, генетическое многообразие внутри тех групп населения, которые имеют сходные внешние признаки, не уступает межгрупповому многообразию. Э. Гидденс указывает, что на основе этих научных данных многие биологи, антропологи и социологи пришли к выводу, что теория расовых различий не нашла убедительного подтверждения .

Существующие между людьми физические различия, некоторые из которых передаются по наследству, часто рождают социальную дискриминацию. Следовательно, р а с и з м - это ложное соотнесение физических, внешних характеристик индивида с якобы врожденными чертами его характера или поведения. Р а - с и с т - тот, кто верит в биологическое объяснение превосходства или неполноценности одних людей по сравнению с другими. Такие представления, как правило, призваны оправдать экономическую и социальную дискриминацию: людей не с тем цветом кожи или типом культуры задвигают на наименее выгодные экономические позиции, в непрестижные сферы труда.

Итак, раса, этнос, нация - разновидности воображаемых сообществ. Из них наибольшей определенностью обладает нация как общность, соотносимая с государственными границами, законами государства, его экономикой и политикой.

Для многих людей их этническая самоидентификация обладает большой значимостью, и эти взгляды заслуживают уважения и толерантного отношения. В наши дни феномен этничности приобрел важное значение во всем мире. В начале 1960-х гг. в мире было около 800-900 политически идентифицируемых этнических групп. Ныне их более 3 000 и проживают они на территории 180 государств.

Введение.

В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с учащающимися случаями нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. По мнению большинства аналитиков, подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей. Именно поэтому мы бы хотели рассмотреть проблему формирования толерантности в современном обществе. Нам кажется, что наибольший акцент следует сделать на подростковом возрасте, так как именно в этот период человек обретает пути и способы грамотной адаптации во взрослом мире. Мышление подростка еще впитывает в себя все с детской непосредственностью, но уже способно к грамотному анализу ситуаций и вынесению соответствующих выводов из нее. Сейчас формируется мировоззренческая картина подростка и все, что он впитает в себя, будет в будущем определять его жизненную позицию и способы поведения в обществе. Актуальность нашей работы мы видим в необходимости выявления наиболее эффективных способов формирования у подростков толерантного поведения.

Цель работы заключается в создании эффективного тренинга по формированию толерантности, адаптированного для подростков с учетом их психофизиологических особенностей

Объект исследования - дети подросткового возраста (13 -15 лет).

Соответственно предметом нашей работы мы считаем определение способов формирования толерантности в подростковом возрасте

Гипотеза: 1. формирование толерантности у подростков наиболее эффективно происходит через игру;

2. формирование толерантности у подростков наиболее эффективно происходит через дискуссии.

В ходе нашей работы мы собираемся решить следующие задачи:

1. раскрыть подходы к пониманию толерантности и путей ее формирования;

2. создать эффективный тренинг формирования толерантного поведения для подросткового возраста;

3. поиск способов диагностики толерантности.

Для решения данных задач мы используем следующие исследовательские методы: анализ литературы, наблюдение, тестирование, опрос, тренинговые упражнения.

Структура нашей работы выглядит следующим образом: введение, две главы (теоретическая и практическая), заключение, список использованной литературы и приложения.

Проблема толерантности и путей ее формирования.

Проблема толерантности достаточно молода как в России, так и в зарубежных исследованиях. Первые работы по этой теме появляются лишь в середине 90-х годов. Их авторами были Г. Оллпорт, Borba Michele, Kamungeremu David, Vogt W. Paul, Wandberg Robert, а также некоторые университеты. Важным фактором мирового признания необходимости изучения данной проблемы стала Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. Она провозглашает 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности. Также данная декларация дает международное определение понятию толерантности и противоположное ему - интолерантности.

Из нее следует, что «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Проявление толерантности не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим. Толерантность означает, что каждый свободен, придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими; означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность и не могут навязывать взгляды одного человека другим.

Интолерантность - это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими (иными) людьми; интолерантность проявляется через деструктивное, конфликтное, агрессивное поведение. Декларация принципов толерантности // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. - М.: Изд-во МГУ, 2001г.»

В России проблема толерантности также очень молода, однако ее появление на наш взгляд связано с ее огромной ролью в формировании продуктивного, целостного общества. Первые работы в этой области появились в начале этого века. Их проводил Московский Государственный Университет. В частности был создан научно-публицистический вестник: «Век толерантности». В дальнейшем эту проблему стали разрабатывать и другие ученые нашей страны. Так Щеколдина С. Д. опубликовала книгу под названием «Тренинг толерантности», в которой обобщила имеющийся материал по данной проблеме, а также представила тренинг, направленный на формирование толерантного поведения для широкого возрастного спектра. Многие психологические службы по всей стране предлагают свой тренинг толерантности в качестве одного из возможных формирующих тренингов.

Значимость формирования толерантности подтверждена и на государственном уровне. В недавнем времени была создана Федеральная программа Правительства РФ: «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».

Понятие толерантности многозначно и разнообразно. В каждой культуре существует свое определение толерантности, которые во многом схожи, однако имеют некоторые отличительные черты. Вот некоторые из «определений толерантности на ведущих языках мира:

Tolerance (англ.) - готовность быть терпимым, снисходительным;

To tolerance (англ.) - быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации;

Tolerance (фр.) - убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от нашей собственной;

Tolerencia (исп.) - способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;

Kuan rong (кит.) - принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;

Tasamul" (араб.) - снисхождение, милосердие, всепрощение, умение принимать других такими, какие они есть, и прощать;

Толерантность, терпимость (рус.) - умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствии с самим собой по отношению к кому-либо/чему-либо, быть снисходительным к чему-либо/ кому-либо. Щеколдина С. Д. Тренинг толерантности. - М.: «Ось-89», 2004 г., с 14-15.»

Как мы видим, каждое из определений имеет свою культурную специфику. Так английская - снисходительность, китайское - великодушие, русское - умение терпеть.

В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единению или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы, готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и ценностям других людей.

В соответствии с вышесказанным есть необходимость конкретизировать качества толерантной личности. Это даст возможность для лучшей диагностики и составлению тренинга толерантности. Одним из первых обобщенную характеристику толерантной личности дал Г. Оллпорт. Он выделил следующие параметры:

- «ориентация на себя (толерантный человек больше ориентирован на личностную независимость, меньше - на принадлежность внешним институтам и авторитетам);

Потребность в определенности (признает многообразен, готов выслушать любую точку зрения и чувствует меньший дискомфорт в состоянии неопределенности);

Меньшая приверженность к порядку (толерантный человек менее ориентирован на социальный порядок, менее педантичен);

Способность к эмпатии (склонность давать более адекватные суждения о людях);

Предпочтение свободы, демократии (для него не имеет значения иерархия в обществе);

Знание самого себя (толерантный человек хорошо осведомлен о своих достоинствах и недостатках и не склонен во всех бедах обвинять окружающих);

Ответственность (развито чувство ответственности, не перекладывает ответственности на других);

Защищенность (ощущение собственной безопасности и убежденность, что с угрозой можно справиться) Щеколдина С. Д. Тренинг толерантности. - М.: «Ось-89», 2004 г., с 17-18.».

Щеколдина также выделяет критерии и показатели толерантности человека. К ним она относит: социальную активность (готовность к взаимодействию в различных социальных межэтнических ситуациях с целью достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в обществе), мобильность поведения (способность к быстрой смене стратегии или тактики с учетом складывающихся обстоятельств), дивергентность поведения (способность нестандартно решать обычные проблемы, задачи, ориентация на поиск нескольких вариантов решения), эмпатия (адекватное представление о том, что происходит во внутреннем мире человека) и устойчивость личности (сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с людьми иных этнических и социальных общностей).

Выделяется несколько уровней толерантности:

1. Цивилизационный - отсутствие насилия в контактах различных культур и цивилизаций;

2. Международный - условия сотрудничества и мирного сосуществования государств вне зависимости от их величины, экономического развития, этнической и религиозной принадлежности их населения;

3. Этнический - терпимость к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, мнениям и идеям.

4. Социальный - партнерское взаимодействие между различными социальными группами общества, его властными структурами, когда признаются необходимость такого сотрудничества и уважение позиций сторон;

5. Индивидуальный - уважение к другой личности, понимание того, что существуют взгляды, отличные от собственных.

Толерантность выполняет следующие функции: 1) предотвращает межгрупповые и внутригрупповые конфликты, что способствует формированию и поддержанию стабильности группы; 2) создает имидж стабильной и сплоченной группы, что обеспечивает более продуктивное взаимодействие с государственными структурами, с социальными группами и организациями.

Одним из факторов формирования толерантности является приобретение человеком социально значимых норм и правил поведения. Они созданы в ходе исторического развития человека и способствуют его гармоничному и равномерному прогрессу. Во всем мире существует определенная система ценностей, закрепленная в большинстве стран на законодательном уровне. В нее включены такие нормы как презумпция прав человека, терпимость к недостаткам и ошибкам других людей, ценность согласия и ненасильственного разрешения конфликтов, следование нормам права, сострадание, сопереживание, сочувствие, ценность человеческой жизни и отсутствия физических страданий.

Другим фактором формирования толерантной личность считают стремление человека к самосознанию, расширение его кругозора, формирование мировоззренческой позиции. Эти качества укрепляют представления человека о самом себе. Делают их более позитивными и адекватными. Сюда же можно отнести и формирование более высокого уровня самооценки у человека. Как отмечает Щеколдина: «В развитии понимания личностью окружающей действительности объектом глубокого понимания становится человек, его внутренний мир. Это вызывает интерес к себе и собственной жизни, качествам своей личности, потребности сравнивать себя с другими. Толерантность личности способствует формированию реального представления о себе и окружающих Щеколдина С. Д. Тренинг толерантности. - М.: «Ось-89», 2004 г., с 57.».

Человек с высоким уровнем толерантности обладает характерным комплексом поведения, характеризующееся пониженной агрессивностью. Он менее конфликтен. Преобладает тенденция к продуктивному ведению и разрешению конфликтов. Одновременно человек приобретает позитивное отношение к жизни, что увеличивает его стрессоустойчивость и общий жизненный тонус.

Признаком толерантной личности также можно считать умение выходить из конфликтных ситуаций путем переговоров. Считается, что обладание большим спектром способов разрешения конфликтов приводит к наиболее продуктивному., толерантному взаимодействию.

Надежда Шуряева
Проблема толерантности

Проблема толерантности .

Зачем ребёнка воспитывать в традициях толерантности ? Всё просто. Основа толерантности - это право на отличие, индивидуальность. Если хотите, чтобы ваш ребёнок легко влился в социум и его бы адекватно воспринимали со всеми особенностями и индивидуальными чертами, то нужно воспитывать с самого детства в нём такое же восприятие людей.

Задачи воспитания :

уважение мнение других

доброжелательность

понимание и принятие

любознательнось и чуткость

снисходительность.

Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления. Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. В результате целенаправленной работы по формированию толерантности в условиях дошкольного образовательного учреждения могут быть достигнуты следующие результаты :

Ребёнок начинает осознавать свои характерные особенности и предпочтения, понимать, что он уникален и неповторим как каждый человек.

Ребёнок учится общаться с разными людьми.

Дошкольник понимает, что он может совершенствоваться и развиваться - завтра он обязательно сделает то, что не смог сделать сегодня.

Ребёнок чувствует постоянную поддержку в разных ситуациях - как успеха, так и неудач.

Дети учатся осознанно воспринимать свои собственные эмоции и понимать эмоциональное состояние других людей.

У детей формируются коммуникативные навыки, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.

Дети знакомятся с нормами и правилами поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения.

Педагоги помогают понять детям, как легко может возникнуть ссора или даже драка, способствуют осознанию причин конфликтов и приёмов их самостоятельного разрешения.

Заключение

Формирование межэтнической толерантности у детей дошкольного возраста – актуальная задача наших дней. Эту деятельность следует рассматривать, как одно из необходимых качеств формирования целостной личности.

В процессе воспитания в детском саду ребенок приобретает первоначальные навыки социального общения, усваивает основы культуры толерантного поведения . Культура терпения и согласия начинается с отношения человека к себе и к своему ближайшему окружению. Формирование межэтнической толерантности у детей дошкольного возраста, невозможно без создания атмосферы доброжелательности, радости совместной деятельности, доброты и симпатии, интереса друг к другу. Именно в таких условиях жизнь детей в группе строится на принципах толерантности , обогащается опыт общения с людьми разных национальностей. Дошкольника характеризует эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей.

Эффективность работы по формированию межэтнической толерантности дошкольников возрастает во много раз,если семья и педагоги работают в тесном контакте. Открытость дошкольного учреждения для родителей,сотрудничество и взаимопонимание-путь к успешному развитию детей.

Чувства толерантности , симпатии к людям ближайшего национального окружения,заложенные в детском саду, в школе перерастут в понимание и принятие культурных различий народов мира. Непрерывная образовательная программа «Школа 2100» ,по которой мы работаем -залог успешности в этой области

Пока что не очень большой опыт работы, накопленный мной и проводимая в дальнейшем будущем, позволяет детям с дошкольного возраста впитать народные традиции, народный дух. Все,что достигнуто, далось нелегко. Но этот труд оправдан, так как проводимая работа стала предпосылкой воспитания у детей интереса к культуре других наций, пониманию ценностей других народов и формированию чувства симпатий к ним.

В дальнейшем планирую продолжить работу по данной проблеме . Нужно систематизировать и оформить подборку материалов и диагностик, картотеки по играм,праздникам, альбомам, видеотеку наших мероприятий,

подобрать соответствующую художественную литературу, а так же

организовать показ национальных сказок силами детей и родителей.

Продолжить работу по развитию толерантности в группе .

1. Асмолов А. Г. Толерантность : различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М. ,1998.

2. Сенько Т. В. Изучение межличностного взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми : Методические рекомендации. Л., 1991.

3. Семина Л. И. Учимся диалогу. Толерантность : объединения и усилия. // Семья и школа. 2001 №№11-12

4. Степанов П. Как воспитать толерантность ? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9.

Публикации по теме:

Проблема профилактики и ранней диагностики речевых нарушений Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком.

Проблема психологической готовности к обучению в школе «Проблема психологической готовности к обучению в школе» учитель-дефектолог: Князева С. И. Проблемой изучения психологической готовности.

«Проблема социализации детей раннего возраста» "Ввести ребенка в мир человеческих отношений-одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста"В. А. Сухомлинский.

Проблема адаптации ребенка к ДОУ Каждый год большое количество детей впервые приходят в дошкольное учреждение. Многие малыши трудно переносят даже временную разлуку с близкими.

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по науке и высшей школе

Конкурс студенческих исследовательских работ по проблематике формирования толерантной среды в Санкт-Петербурге

«Толерантность, как проблема российского общества»

Регистрационный номер

Краткая аннотация:

Данная работа посвящена исследованию проблемы толерантности в российском обществе, на основе анализа литературы, данных полученных в ходе опроса студентов нашей академии, а так же личного наблюдения. В работе сделана попытка исследовать содержания понятия толерантности, а так же выявить возможные причины интолерантности.

    Введение

    Основная часть

1.1. Анализ содержания понятия толерантности и история его применения в России.

1.2 Проблема осмысления толерантности в современном российском обществе

1.3 Возможные причины возникновения интолерантности в студенческой среде

3. Список использованной литературы.

4. Приложение

Введение

Россия сформировалась в ходе своего развития как многонациональное и многоконфессиональное государство. На протяжении всей истории на ее бескрайних просторах мирно сосуществовали представители разных народов, рас (европеоиды и монголоиды), различных верований. Такой уклад жизни слагался веками. Фундаментом, на котором выстроилось и окрепло государство Российское, явилась идея диалога между культурами Востока и Запада, Европы и Азии. «Пограничное» географическое и культурное положение нашей страны заставило русских людей проявлять гибкость и терпимость при контактах со своими многочисленными соседями, которые существенно отличались друг от друга своими религиозными взглядами и укладом жизни.

В состав Российской империи также входили народы, относящиеся к разным культурам и исповедующие самые разнообразные верования, однако все они занимали свое место в мультикультурной и полирелигиозной структуре нашего Отечества, способствуя его общему созиданию. В России проживали и в настоящее время проживают представители всех мировых религий: православные, католики, протестанты, мусульмане, буддисты. Традиционными для России религиями стали православие, ислам, буддизм и иудаизм. Большая часть населения страны и по сей день исповедует православие. Вместе с тем, нельзя отрицать, что проблемы расовой и религиозной нетерпимости встали и перед современной российской культурой.

Процессы глобализации, в которые в конце 90-х годов активно включилась Россия, породили новые неизвестные ранее проблемы, от воздействия на сознание и поведение людей новых информационных технологий до проблемы наплыва трудовых мигрантов из ближнего зарубежья, постепенно заполняющих крупные города России. В быстро изменившейся обстановке прежние, наработанные века механизмы сосуществования различных народов оказались подорваны, идейная и идеологическая база обеспечивающая культурных компромисс ушла в прошлое вместе с советскими идеями интернационализма и перед нашим обществом встала проблема выработке новых механизмов культурного диалога.

Наша работа, конечно, не претендует на исчерпание этой сложной и объемной темы, мы лишь хотим разобраться в истоках этой проблемы, и, может быть, предложить практические варианты ее решения на частном уровне.

В нашей Академии тоже учатся студенты из других стран, это китайцы, марокканцы, нигерийцы, жители Конго, индийцы, сирийцы, вьетнамцы, узбеки, таджики, евреи и многие другие. Мы ежедневно встречаемся с ними в учебных аудиториях, живем бок о бок в одном студенческом общежитии. И стоит признаться, не всегда отношения между нами складываются гладко, поэтому нас заинтересовала предложенная тема и мы решили принять участие в конкурсе.

Цели и задачи нашей работы:

    На основе анализа литературы, социологических опросов, личного наблюдения составить общее представления об уровне толерантности существующем в современном российском обществе;

    Выявить возможные причины нетерпимости по отношению к представителям других рас, культур и вероисповеданий;

    Предложить возможные подходы к решению этой проблемы в среде студенческой молодежи.

Для решения этих задач, мы использовали методы этимологического и исторического анализа понятий, аналитический обзор литературы. Кроме этого мы стремились обобщить результаты наших личных наблюдений и мнения наших товарищей по вопросам взаимоотношения представителей разных народов и вер в молодежной среде. В ходе исследования мы проводили беседы, опросы (в том числе и с использованием готовых методик по исследованию толерантности). Результаты, к которым мы пришли мы представили в нашей работе.