Описание лисы в русских народных сказках. Лиса животное. Образ жизни и среда обитания лисы. Лиса в русских народных сказках

Аннотация. Этот урок позволит говорить с детьми об очень сложной философской проблеме поиска смысла жизни. Начинается разговор с героев-животных: усобаки Травки И волка Серого помещика своя правда. Чьи жизненные принципы выбрать, к чему это может привести человека на его непростом жизненном пущ когда человек перестаёт быть человеком? Над этими и многими другими вопросами заставляет задуматься сказка-быль Пришвина.

Ключевые слова: правда, смысл жизни, добро, верность, жизнь для других, злость, эгоизм, ненависть, жизнь для себя, любовь, верность.

Хочу предложить вам урок по сказке-были Пришвина «Кладовая солнца». В отличие от предыдущих моих статей, эта посвящена программному произведению. Уроков по нему (как в журналах, так и в Интернете) великое множество. И всё-таки я рискую предложить свой вариант.

В данном произведении отправной точкой для серьёзного разговора стали слова Антипыча о правде. На первый взгляд кажется, что говорить с шестиклассниками на такую сложную тему невозможно. Но это только на первый взгляд. Этот урок получился одним из самых интересных и запоминающихся в моей практике. А понятия «правда Травки» и «правда волка» вошли в лексикон моих учеников и начали применяться ими уже и на других уроках.

Ход урока

1 . Создание проблемной ситуации.

— В сказке-были Пришвина, как и в любом художественном произведении, очень много загадок. Например, там есть такой эпизод, когда рассказчик вспоминает, как спрашивали у Антипыча, сколько ему лет, а тот только шутил в ответ. «Антипыч, ну брось свои шутки, скажи нам по правде, сколько же тебе лет?» — спрашивали его. «По правде, — отвечал старик, — я вам скажу, если вы вперёд скажете мне, что есть правда, какая она, где живёт и как её найти». Как вы думаете, о какой правде здесь идёт речь?
— Давайте обратимся к словарю.
Значение слова «правда» по словарю Ушакова:
Правда — то, что соответствует действительности, что есть на самом деле, истина. Открой мне всю правду, не бойся меня. Пушкин. 2. Правдивость, правильность. Никто не думает о правде слов моих.

Идеал поведения, заключающийся в соответствии поступков требованиям морали, долга, в правильном понимании и выполнении этических принципов. Искать правды. Стоять за правду. Жить правдой. Пострадать за правду.
— Слово, как видите, многозначное. В каком значении, на ваш взгляд, употребляет слово «правда» Антипыч?
— То есть правда — это некий ориентир, к которому надо стремиться, смысл жизни, если хотите. Как же можно перефразировать вопрос Антипыча? (В чём смысл жизни и как его найти?)
— Какой серьёзный философский вопрос задаётся в этом произведении! А задумывались ли вы, в чём смысл жизни? В любом случае я предлагаю вам задуматься об этом сейчас.

2. Анализ текста. «Правда Травки и правда волка».

— Итак, давайте попробуем найти ответ на такой сложный вопрос в сказке-были
Пришвина «Кладовая солнца». В продолжении того же разговора Антипыч говорит своим собеседникам: «Вот Травка, собака гончая, с одного слова всё понимает, а вы, глупенькие, спрашиваете, где правда живёт». Значит, Травка знает, где правда живёт, знает, в чём смысл жизни? Может быть, она поможет нам найти ответ на вопрос?
— Расскажите историю жизни Травки.
— В чём же правда Травки? Как она это понимает? Правда, или смысл жизни Травки, в любви к человеку; в том, чтобы жить не только для себя, но и для других, в заботе о человеке; в дружбе; доброте, верности и преданности.
— Почему Травке так плохо теперь? Почему она воет, взобравшись на холм? Она потеряла смысл жизни, ей не для кого жить.
— Кто противопоставлен Травке в этой части? Конечно, Волк.
— Почему воет волк? В чём его правда? Его характеризует злость; желание жить для себя, дикий зверь живёт для себя.
— Итак, на примере Травки и волка мы видим два разных взгляда на жизнь, две разные правды. Но Михаил Михайлович Пришвин говорил: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». Поэтому мы, конечно, обратимся к Насте и Митраше и поговорим о том, как они ищут свою правду.

З. Анализ текста. «Путь к правде Насти и Митраши».

— Давайте вспомним, как жили Настя и Митраша.
— Что вы можете сказать об их отношении друг к другу? Они жили и работали очень
дружно, помогали друг другу, заботились друг о друге, заботились о своём хозяйстве.
— На чью правду похоже их представление о жизни: на правду Травки или правду волка?
— Но жизнь так устроена, что она постоянно ставит человека перед какими-то преградами, перед трудностями, проверяет человека на прочность, на верность своим убеждениям, своим принципам. Что в данном произведении послужило проверкой для детей? Их поход за клюквой, их спор, ссора и то, как они вышли из затруднительной ситуации.)
— Что послужило причиной их ссоры? Они начали спорить, по какой тропе идти.
— Что мы здесь видим вместо дружбы, заботы друг о друге? Как дети себя ведут в
этом эпизоде? Какие чувства испытывают по отношению друг к другу? Разозлились, рассердились друг на друга; не хотели слушать друг друга, не желали подчиниться другому; каждый в данный момент думал только о себе; Настя даже плюнула вслед брату.

Задания для первой группы:
1. Прочтите эпизод «Митраша в болоте» (со слов: «Мало-помапу, по мере того как
Митраша продвигался вперёд по указанию стрелки и тропы … » до слов: «По его загорелому лицу, по щекам блестящими ручейками потекли слёзы«)
2. Проследите за тем, как Митраша попал в Слепую елань. Для этого выделите предложения, в которых описана тропа, по которой идёт Митраша.
1) Какое определение даёт этой тропе автор? Почему? По каким признакам можно определить, что перед нами тропа, по которой ходили люди?
2) С какими чувствами идёт Митраша по этой тропе? Почему?
3) Помнит ли он про сестру? Какие чувства он сейчас испытывает по отношению к сестре? Попробуйте предположить, что он думает по поводу случившегося.
4) Почему Митраша сходит с этой тропы?
6) Каков результат его неосмотрительного поступка?
«Слой под ногами у Митраши становился все тоньше и тоньше … но он всё шёл и шёл вперёд. Митраше оставалось только верить тому человеку, кто шёл впереди его и оставил даже тропу после себя». «Миграша … ничуть не трусил, — что ему было трусить, если под его ногами тропа человеческая: шёл такой же человек, как и он, значит, и он сам, Митраша, мог по ней смело
идти».

«Вот Митраша увидел: его тропа круто завёртывает влево и туда идёт далеко и там
совсем исчезает. Он проверил по компасу, стрелка глядела на север, тропа уходила на
запад… Узнавая по направлению белоуса тропу, идущую не прямо на север, Митраша
подумал: «Зачем же я буду поворачивать налево, на кочки, если тропа вон, рукой подать,
виднеется там, за полянкой?»»

Митраша выбирает слабую тропу, на которую показывал компас. Автор даёт определение этой тропе — «человеческая». Узнать её можно по траве белоус, которая вырастает вдоль тропы. Это тропа, по которой шёл человек. Митраша идёт по ней смело, потому что по ней ходили люди, а значит, может пройти и он. Он не думает о сестре. По крайней мере, автор ничего об этом не пишет. Но, возможно, думает о том, что он прав, гордится тем, что не пошёл на поводу у старшей
сестры.

Митраша сходит с тропы потому, что стрелка компаса показывает на север, а тропа уходит влево и потому, что прямо перед ним оказывается чистое, ровное место, нисколько не похожее на что-то страшное и смертельно опасное. В результате он попадает в Слепую елань и чуть не тонет.
— Какое значение имеет эпитет «человеческая тропа»? Ведь сойдя с этой человеческой тропы, Митраша попадает в Слепую елань. Забыв о сестре, испытывая злость, раздражение, Митраша сходит с человеческой тропы.
— На прошлом уроке мы говорили о том, что Митраша берёт с собой компас, потому что так его учил отец. Он говорил: «Стрелка эта тебе верней друга: бывает, друг твой изменит тебе, а стрелка неизменно всегда, как её ни верти, всё на север глядит». Почему же в этой ситуации компас подвёл мальчика?
— Козьма Прутков говорил: «Магнит показывает на север и на юг; от человека зависит избрать хороший или дурной путь жизни». Как вы понимаете эти строки? Нельзя бездумно идти по стрелке компаса. Она только лишь указывает, где север. Но куда тебе идти — решаешь ты сам. Стрелка компаса поможет выбраться из леса, но показать путь в жизни не сможет. Это зависит только от человека, от его выбора.

Задания для второй группы

1. Прочтите эпизод «Настя собирает клюкву» (со слов: «Вначале Настя срывала с плети каждую ягодку, отдельно за каждой ягодкой наклонялась к земле»).
2. Проанализируйте поведение Насти.
Для этого ответьте на вопросы:
1) Как Настя собирает ягоды сначала, потом? Почему?
2) Помнит ли она о брате? Какие чувства она испытывает?
3) Вспомните, почему они разошлись.
Идёт ли Настя по выбранной ею тропе или, как и брат, сбилась с пути? Почему?
4) Как смотрит на Настю лось? Почему?
5) Каково отношение автора к Насте в этот момент? Почему он говорит о ней «прежняя золотая курочка на высоких ножках»?
6) Когда Настя смогла оторваться от ягод? Почему она, глядя на гадюку, представляет, «будто это она сама осталась там, на пне, и теперь вышла из шкуры змеиной и стоит, не понимая, где она»?
— Настя, как видим, не попадает в трясину, её жизни ничто не угрожает. Но отношение автора к ней явно меняется. Почему? Она, жадно собирающая клюкву и забывшая о брате, теряет человеческий облик.
— Что же мы видим? К чему может привести путь, где царят обида, нежелание слушать другого,уступать?
— Таким образом, мы видим, что путь, выбранный детьми, не приводит их ни к чему хорошему: Митраша чуть не гибнет, Настя теряет человеческий облик.
— Кто помогает детям? Каким образом Травка помогает Насте? Митраше? Травка. Она помогает Насте вспомнить о брате :
«- Муравка, Муравка, я дам тебе хлебца!
И потянулась к корзине за хлебом. Доверху корзина была наполнена, и под клюквой был хлеб.
Сколько же времени прошло, сколько клюквинок легло с утра до вечера, пока огромная корзина наполнилась? Где же был за это время брат голодный, и как она забыла о нём, как она сама забыла себя и всё вокруг?»
Травка вытаскивает из болота Митрашу.
— Почему Травка оказалась возле Насти? Почему Травка кинулась на зов Митраши?
Она почувствовала человеческую беду.
— Почему именно Травка помогает ребятам? О чём напоминает им Травка? Травка
напоминает детям о вечных ценностях: любви, преданности, товариществе, верности;
возвращает их к человечности, к человеческой тропе, к своей правде.
— А для самой Травки важно было всё произошедшее? Травка нашла хозяина.
— Какова дальнейшая судьба волка? Митраша убивает его.
— Какой смысл вкладывает автор в этот эпизод? Почему именно Митраша убивает волка? Убийство волка — это победа. Победа над злом, равнодушием, эгоизмом. В какой-то степени Митраша убивает волка в себе.
— К чему же, по мнению Пришвина, приводит каждый из этих путей? Пришвин показывает, что путь Травки приводит к счастью, путь волка — к гибели.
— Как сложилась дальнейшая судьба детей? Куда они дели клюкву, собранную на болоте? Важно ли это? Они отдают клюкву детям, эвакуированным из Ленинграда, проявляя свою заботу и неравнодушие к другим людям.

Особенности восприятия учащимися повести М. Пришвина «Кладовая солнца»

Наблюдая за особенностями восприятия повести учащимися, можно сделать вывод, что при самостоятельном чтении школьники осознают сюжетную канву повести, воспринимают отдельные описания природы. Важнейший момент--причина ссоры детей -- не наводит их на раздумья; ученики ограничиваются воспроизведением спора о том, по какой дороге идти Насте и Митраше на Слепую елань. Без помощи учителя школьникам трудно раскрыть отношение автора к природе и людям, у них не возникает желания раскрыть смысл заглавия сказки-были.

Но не следует спешить с выводами о характере непосредственного восприятия учениками сказки-были Пришвина, ибо отсутствие вербального отчета может говорить об отсутствии осознанного восприятия или опыта эстетического восприятия, а не об ограниченности восприятия того или иного литературного произведения, тем более такого сложного философского произведения, каким является «Кладовая солнца» М.М. Пришвина.

В связи со сказанным возникает предположение, что дополнительным средством выявления восприятия нравственного и эстетического потенциала «Кладовой солнца» могут стать рисунки школьников, к созданию которых они приступят до изучения текста в классе. В практике учителей-словесников рисунки по тексту художественных произведений создаются учащимися в процессе анализа на уроке или после этой работы. Этот небольшой эксперимент преследует ограниченную цель: выявить пласты восприятия учащихся, не фиксируемые при словесном отчете о прочитанном. Результаты оказались интересными.

Попробуем провести анализ образного восприятия текста «Кладовой солнца» шестиклассниками на основе их живописных работ. Методика проверки экспериментального приема изучения художественного восприятия заключалась в следующем. Учащиеся VI «Б» класса Донской реальной гимназии г. Ростова-на-Дону, прочитавшие сказку-быль Пришвина, получили задание создать рисунки, выбрав для этого любую тему, эпизод, описание. Расположим полученные детские рисунков в соответствии с последовательностью событий «Кладовой солнца» и аналогичными этапами последующей текстуальной работы, что должно помочь внести коррективы в ставшую традиционной методику анализа повести Пришвина. Созданные учениками рисунки различны по исполнению и по степени самостоятельности, однако они убеждают в достаточно дифференцированном и глубоком восприятии текста. Интересен также выбор тем рисунков.

Портрет Насти был представлен девочками класса. Ученицы воплотили в нем то, что Пришвин раскрыл в образе «золотой курочке». Общее радостное впечатление от портрета девочки усиливается сочетанием ярких цветов и золотистых волос. Настя словно озарена лучами солнца. Рисунки двух других учеников раскрывают большое внимание учеников к трудовой жизни Насти и Митраши, к их немудреному хозяйству, что подсказывает необходимость уделить этому вопросу должное внимание на уроках работы по тексту. Ученики изображают деревенский двор, дом, постройки, Митрашу, выгоняющего скотину, Настю, пасущую козу на фоне зеленого луга.

Школьники уловили не только особый интерес писателя к значению солнечной энергии в создании торфяных богатств, но и особую «солнечность» в изображении детей, тот неповторимый колорит сказки-были Пришвина, который не чувствовался в их высказываниях в беседах с учителем, предваряющих изучение «Кладовой солнца».

На рисунке одного из лучших учеников класса мы видим сросшиеся деревья и две разные дороги, по которым пойдут герои повести: ясно видимая, куда указывает Настя, и почти невидимая, поросшая травой, куда обращена рука Митраши. В рисунке не чувствуется самостоятельности, но радует внимание к характеру Митраши, к его упрямству, настойчивости.

Три рисунка связаны с историей лесника Антипыча и собаки Травки. Два рисунка раскрывают восприятие шестиклассниками финальных событий повести.

Детские рисунки раскрывают новые стороны восприятия художественного произведения. В сочетании с данными предварительных устных бесед эти живописные опыты убеждают в том, что учащиеся сознательно отнеслись к образам, теме, идее произведения. Школьники оказались восприимчивы к идейному замыслу и художественной манере автора, к его видению человека и природы. Следует отметить, что проведение этого небольшого эксперимента не противоречит самой природе художественного таланта Пришвина. Писатель рассказывал, что у него нередко рождались два желания: сфотографировать увиденное и написать о нем. Ярким примером может служить фотография писателя «Ель и сосна на Блудовом болоте» она навеяла ему один из значимых образов «Кладовой солнца». Работа с художественными фотографиями занимала в творческой жизни Пришвина особое место, о чем свидетельствуют его многочисленные выразительные снимки, которые приведены в собрании сочинений писателя.

Проведенный эксперимент помогает внести коррективы в работу с учащимися на всех этапах изучения сказки-были «Кладовая солнца». Прежде всего необходимо усилить внимание к развитию образного восприятия и эстетического чувства учеников, повысить эмоциональную направленность уроков. Большего внимания потребует работа с теми главами, в которых раскрывается роль труда в жизни детей, своеобразие их характеров и жизненных позиций, для реализации этих задач следует продумать творческие вопросы и задания, увеличить внимание к речевой деятельности учащихся и нравственному потенциалу уроков. Не следует забывать о том, что интерес к различным сторонам произведения, который нельзя не заметить в рисунках учащихся, раскрылся в условиях художественно-эстетической деятельности, а не созерцания.

Помимо четырех уроков по программе многие был проведен урок внеклассного чтения, который предварял основные уроки. Это содействовало приобщению учащихся к миру художественных произведений Пришвина, его неповторимым образам, помогло понять деятельную любовь писателя к человеку и природе, осознать образность и значимость слова в литературном произведении.

Этой же цели служит краткое вступительное слово учителя к изучению сказки-были, в котором следует коснуться основных тем его произведений.

Михаил Михайлович Пришвин (1873--1954) был агрономом, этнографом, охотником, путешественником, писателем.

Страсть Пришвина к путешествиям связана со стремлением открывать неизведанное, «небывалое». Уже одни названия ранних произведений писателя: «В краю непуганых птиц» («За волшебным колобком» (1907) -- показывают его желание осмыслить жизнь человека и природы, совместить мечту и действительность. После 1922 года М.М. Пришвин живет в Московском крае (Загорск, Переславль-Залесский, Звенигород). В годы Великой отечествевной войны Пришвин жил в деревне Усолье недалеко от Переславля-Залесского. В Усолье он встретил осиротевших в войну детей, которые сами вели хозяйство и были очень любимы односельчанами.

Настя и Митраша ставовятся главными героями повести, написанной М.М. Пришвиным в 1945.; он дает ей название и определяет жанр: сказка-быль. В ней писатель подводит итоги своим раздумьям о дорогах, которые выбирает человек, о жизни природы. Постараемся приблизить учащвхся к образам природы, запечатленным писателем в его фогографиях, используем с этой целью Собрание сочинений М.М. Пришвина 1957 г. Кроме того, на уроке используем кадры из диафильма о Пришвине.

Всмотримся внимательно в то, что привлекло писателя, и мы увидим гармонию в его отношении к природе и человеку, стремление увидеть в жизни природы то, что родственно миру человека. Причудливые по форме заснеженные деревья ассоциируются с представлением о ночном стороже или материнском поцелуе. Он снимает лесное озеро и дает фотографии название «Лесное зеркало».

После вступительного слова учителя начинаем работу над текстом, анализируем эпизоды и описания, вдумываемся в причины поступков героев, строим наблюдения над художественным словом писателя. Возможны различные варианты: чтение повести полностью или с небольшими купюрами (последующий анализ) или чтение по частям с сопутствующим разбором текста. В качестве домашних заданий возможны следующие: пересказать любую из десяти глав сказки-были с сохранением стиля автора, написать изложение по отдельным фрагментам текста («Трудовая жизнь детей», «Ссора Насти и Митраши», «История собаки Травки» «Волк Серый Помещик» «Две дороги на Блудово болото»), подготовить выразительное чтение одного из описаний природы.

Учитывая особенности первоначального восприятия «Кладовой солнца» шестиклассниками, сосредоточим внимание на вопросах и заданиях, которые предлагаются для домашней работы, для аналитической беседы, для обобщений в конце каждого из четырех уроков.

  • 1. Воспроизвести описание внешности Насти и Митраши,определить отношение автора к детям.
  • 2. Рассказать о жизни ребят, о роли труда в их судьбе.
  • 3. Подготовить пересказ о событиях на Блудовом болоте от лица Насти и Митраши (по выбору).
  • 4 Почему поссорились дети? Какие особенности характеров юных героев были причиной их ссоры?
  • 5. Почему Митраша попал в беду? Какую ошибку совершила Настя?

б. Расскажите историю собаки Травки. Как Травка делила в своем сознании всех людей?

  • 7. Какое значение имеют картины природы в «Кладовой солнца»? Какое значение имеет образ солнца в сказке-были? С какой целью автор использует олицетворения?
  • 8. Объясните смысл заглавия произведения и подзаголовка «сказка- быль».

Такие вопросы и задания ориентируют класс на осознание целостности произведения и его основных компонентов. На первых уроках анализ строится в основном в расчете на воспроизводящую деятельность учащихся (1--З-е задания). Далее следует развивать образное мышление, внимание к нравственным проблемам произведения, воспитывать чувство слова (вопросы и задания 4--6-й). Последний (8-й) вопрос рассчитан на обобщение наблюдения над особенностями авторского замысла и жанра произведения.

С учащимися анализ произведения начинаем с описания и характеристики главных героев, т.к. с этого начинает сам автор. В ходе урока особенно важно определить направление анализа, тот угол зрения, который сформулирует оценку произведения, придает целостность и восприятию, и анализу литературного текста. Учащиеся воспроизводят начальные строки повести. Решаем, что весь рассказ не случайно ведется от лица геологов, охотников. В финале «Кладовой солнца» сказано: «Мы разведчики болотных богатств». Но не только о торфяных богатствах идет речь, не только торфу отдает солнце свое тепло. Пришвин пишет о богатстве человеческих душ, о «прекрасном равенстве» в дружбе, о борьбе добра и зла в мире человека, в душе человека, в мире природы.

В описании внешности Насти бросается в глаза повторение слова «золотой». Именно эта ее особенность была передана в детских рисунках. Насте 12 лет, по всему ее лицу рассыпаны веснушки, как золотые монетки, волосы «отливали золотом», сама она была «как золотая курочка». Далее учащиеся рассказывают. что в описании Митраши, который был на два года моложе сестры, автор подчеркивает силу и упрямство, отсюда и его прозвище: «Мужичок в мешочке» (так, улыбаясь, называли его учителя в школе). Он тоже был «весь в золотых веснушках». Мы как бы сразу чувствуем отблеск солнечных лучей на лицах детей. Тема солнца, человеческого тепла буквально с первых страниц «Кладовой солнца». Этот мотив шестиклассники безусловно уловили при самостоятельном чтении, хотя сказать об этом в предварительной беседе не сумели. Но в рисунках это нашло отражение и в выборе ярко-желтого цвета и в образе солнца.

Далее обращаем внимание учащихся на то, что в каждом слове видна любовь автора к детям, и не только автора. И рассказчики, и соседи любили осиротевших в войну детей, старались помочь им. Пришвин подчеркивает значение дружбы в жизни Насти и Митраши: «Не было ни одного дома, где бы жили и работали так ружно, как жили наши любимцы». В дружбе их было «прекрасное равенство», «их дружба перемогла все». Знакомство с судьбой брата и сестры, их общим дружным трудом по дому и хозяйству должно стать для учащихся уроком нравственности, уроком трудового воспитания. Целесообразно посвятить этому вопросу значительную часть первого урока.

Далее мы говорим о жизни Насти и Митраши. Дети отмечают, что они не сразу всему научились, что им осталось после родителей крестьянское хозяйство и большая забота о нем. «Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!» -- восклицает автор. «Если только возможно было, -- читаем мы далее, -- они присоединялись к общественной работе. Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах: носики такие задорные». Итак, ребята всему научились, тем более что во многом они подражали отцу с матерью. Отмечаем, что ребята участвовали и во всех общих работах и делах. Уважение к семейным традициям, желание делать добро не только себе, но а другим (Митраша мастерил для соседей деревянную посуду) --все связано закономерно одно с другим и раскрывает духовное богатство брата и сестры. Не случайно из 11 рисунков, созданных учащимися 820-й московской школы, 2 посвящены трудовым будням брата и сестры.

Первые два задания потребуют от ребят вдумчивого подробного рассмотрения первой главы «Кладовой солнца». Далее нет необходимости в таком обстоятельном анализе, так как учащиеся «вошли» в художественный мир произведения, усвоили исходные позиции автора. Следующая группа вопросов и заданий охватывает основные события и описания повести. Начинаем с задания, помогающего развитию наблюдательности, созданию положительной мотивации в отношении самого анализа текста, пробуждению творческих начал личности. Подготовить пересказ о событиях на Блудовом болоте от лица Насти и от лица Митраши (по выбору)». Дифференцированные задания, кроме того, повышают интерес к работе в классе, вносят элемент сравнительного анализа и приближают к решению ряда сложных вопросов, связанных с осознанием авторской позиции и характеров героев.

Пересказы учащихся, как правило, отличаются ярко выраженным личностным отношением, аналитическим характером. Учитель помогает комментировать наиболее значительные моменты. Особенно важно связать в ходе корректировки пересказов события и характеры «Кладовой солнца». Напомним, что М.А. Рыбникова считала «единство событийной линии с линией типажа» одной из основ школьного анализа литературного произведения. В целом пересказ событий с различных точек зрения помогает шестиклассникам понять за внешней простотой сюжета глубокий замысел писателя. Главное, чтобы раздумья над поступками героев стали для учащихся своеобразными нравственными уроками, помогли им задуматься над причинами собственных поступков, воспитали чувство ответственности за дружбу, труд, научили понимать причины споров и разногласий между людьми и отличать истинное от ложного, наносного.

Переходим к ссоре детей у Лежачего камня, как в зеркале, отражается в состоянии природы. Вот на небе появилось облако, «как холодная синяя стрелка, и пересекло собой пополам восходящее солнце». Затем «вторая круто-синяя стрелка пересекла солнце». И наконец, когда брат с сестрой пошли разными дорогами, ворон все таки долбанул косача, а «серая хмарь плотно надвинулась и закрыла все солнце с его живительными лучами». В этой части беседы с учащимися расширяем представление об олицетворении и его роли в художественном произведении.

Возвращаемся вновь к обдумыванию глубоких причин ссоры детей, что научит школьников вдумчивому чтению и анализу, а также уяснению нравственного потенциала «Кладовой солнца». Итак, какие же особенности характера юных героев были причи ной их ссоры? Совместное обдумывание ответа приводит учащихся к пониманию различия в жизненных позициях брата и сестры. Митраша стремится открыть новое, неизведанное. Он хочет идти туда, «где еще никто не бывал». Настя осваивает человеческий опыт и хочет идти туда, «куда все люди идут». Дети не знали, что «большая тропа и малая, огибая Слепую елань, обе сходились на Сухой речке и там, за Сухой, больше уже не расходясь, в конце концов выводили на большую Переславскую дорогу».

Митраша выбирает прямой путь, «свою тропу». Расскажем классу, что тема своего пути, «путика», является одной из центральных тем творчества М.М.Пришвина. Один из героев «Корабельной чаши» говорит, что «у каждого человека на пути к правде есть свой путик». Каждый человек, по мысли писателя, должен прийти с чем-то своим личным, им самим завоеванным, на общую большую дорогу жизни». Настя и Митраша не знали, что обе дороги сходятся в одном месте. Не знали они и другого: того, что веру Насти в человеческий опыт следовало бы соединить с мечтой Митраши о неизведанном.

Этот вывод подводит учащихся к подготовке ответа на 5-й вопрос: «Почему Митраша попал в беду? Какую ошибку со вершила Настя?».

Школьники делают вывод, что Митраша не попал бы в беду, если бы не сошел с «тропы человеческой» не забыл бы советы старого лесника Антипыча: «Не знавши броду, не лезьте в воду». Митраша шел по тропе, по которой «шел такой же человек, как и он, значит, и он сам, Митраша, мог по ней смело идти». Но Митраша решил сократить дорогу, «оставил выбитую тропу человеческую и прямо полез в Слепую елань». А ведь и Настя предупреждала его об опасности, и «трава белоус показывала направление обхода елани». Как только Митраша как бы пренебрег опытом людей и пошел напрямик, оставив в стороне траву белоус -- «неизменный спутник тропы человеческой», так сразу же оказался в опасности. Поначалу он ее не почувствовал, потому елань и называлась Слепою, «что по виду ее невозможно было узнать». А когда почуял мальчик опасность и остановился, в один миг погрузился по колено. Попробовал рвануться -- еще, и еще, и еще. И погрузился по самую грудь, так что удержаться мог только на положенном плашмя на болото ружье. И вот тут-то «умные на всякое поганое дело сороки смекнулв о полном бессилии погруженного в болото маленького человечка».

Занимательным для учеников оказался эпизод, где встречаются лось и Настя. Особенно поражает то, что лось не принимает Настю за человека: «У нее повадки обычных зверей». И только встреча с шипящей змеей привела Настю в чувство: «Насте представилось, будто это она сама осталась там, на пне, и теперь вышла из шкуры змеиной и стоит, не понимая, где она». Целесообразно в этой части беседы обратиться к заключительной части повести. Только тогда, когда Настя отдала эвакуированным ленинградским детям всю целебную ягоду, поняли, как она мучилась из-за своей жадности.

После изучения «Кладовой солнца» М.М. Пришвина учитель может предложить классу различные задания: домашние сочинения различных типов, создание живописных рисунков с последу ющим оформлением выставки в кабинете литературы, конкурс чтецов, экскурсия в природу и др.

На всех этапах изучения произведения (вводно-ориентировочные занятия, уроки анализа, обобщение материала на заключительных занятиях) особое значение в формировании целостного художественного восприятия имеет внимание к замыслу автора, к его концепции времени и человека, к воплощению этой концепции в системе образов, в структуре произведения. Мир идей писателя, его эстетические принципы открываются читателю-школьнику не сразу, однако отсутствие целенаправленной совместной деятельности учителя и учеников в данном направлении рождает неполноценное, фрагментарное восприятие, когда учащиеся не соединяют значение отдельных сцен и эпизодов в единую картину, не чувствуют содержательной функции композиции и жанра, мыслят средства поэтической выразительности вне связи с самой сутью произведения.

Тема:

«НРАВСТВЕННАЯ СУТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НАСТИ И МИТРАШИ »

Тип урока: комбинированный

Цели:

  • на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,
  • анализировать поступки детей, их поведение в природе;
  • развивать мышление, устную речь, пополнять словарный запас.

Задачи:

Обучающие. Проанализировать эпизоды данного произведения; раскрыть особенности жанра, характеры героев, замысел писателя - показать единство человека и природы.

Развивающие. Совершенствовать навыки выразительного чтения; развивать речь, творческие способности учащихся.

Воспитательные. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Конспект урока литературы по теме «Анализ произведения М. Пришвина «Кладовая солнца» для 6 класса

Тема: Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши

Тип урока: комбинированный

Цели:

  1. на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,
  2. анализировать поступки детей, их поведение в природе;
  3. развивать мышление, устную речь, пополнять словарный запас.

Задачи:

Обучающие: - проанализировать эпизоды данного произведения; раскрыть особенности жанра, характеры героев, замысел писателя - показать единство человека и природы.

Развивающие: - совершенствовать навыки выразительного чтения; развивать речь, творческие способности учащихся.

Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе.

Оборудование: портрет М. Пришвина, проектор, кроссворды.

Ход урока.

Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять.

М. Пришвин

I. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Давайте улыбнемся друг другу, и пусть наш день будет наполнен улыбками радостями.

II. Мотивация учебной деятельности, объявление темы, цели урока.

Сегодня на уроке мы будем анализировать эпизоды рассказа М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Запишите число и тему урока «Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши». А для начала мы вспомним особенность творчества Пришвина, вокруг чего он строил свое произведение?(Природа и человек, прослеживается взаимосвязь)

III. Работа над содержанием произведения.

  1. Литературный поединок.

Ваша цель – быстро и правильно ответить на заданные мною вопросы.

1. В каком году была написана сказка-быль? (В 1945 году)
2. Кто такой Антипыч? (Лесник)
3. Как в произведении называли волка? (Серый помещик)
4. По-народному какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу. (Палестинка)
5. Топкое место в болоте,всё равно, что прорубь на льду. (Елань)
6. Название болота, возле которого жили дети. (Блудово)
7. Имена главных героев. (Настя, Митраша)
8. Кто спас от смерти мальчика на болоте? (Собака Травка)
9. От чьего имени ведётся повествование «Кладовой солнца»? (Разведчики болотных богатств)
10. Автор произведения. (Михаил Пришвин)

2. Фронтальная беседа с элементами выборочного чтения текста и пересказом.

1)Какими вы видите главных героев сказки-были? Давайте попробуем сделать кластер о внутренних чертах Митраши и Насти.

3)Почему он их называет “Золотая курочка” и “мужичок-в-мешочке”?

(Ласковое прозвище “золотая курочка” придает описанию Насти сказочную прелесть. Эффект усиливают уменьшительные суффиксы в словах: “курочка”, “ножки”, “монетки”, “носик”, “чистенький”, “веснушки”. Митраша описан по-другому. Главное в его описании - мужские, волевые качества. Прозвище “Мужичок-в-мешочке” означает, что Митраша, хотя и невелик пока, но уже обладает качествами “мужичка”.)

(Детям некогда было играть и развлекаться. На их плечи легла забота о большом хозяйстве, “о всех живых существах”. Автор и восхищается, и гордится ими: “Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны!”)

(Автор сравнивает детей с действиями их родителей. Настя, “как и покойная мать”, “вставала далеко до солнца”, “выгоняла своё любимое стадо”, топила печь, готовила обед, “хлопотала по хозяйству до ночи” Митраша “выучился у отца” делать деревянную посуду, “на нем лежит и всё мужское хозяйство и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы.”)

Прочитаем короткий диалог в начале повествования.(c. 121 со слов “Очень хорошо….” до слов “…или картошку сажать.”)

6)Как этот диалог помогает понять характеры брата и сестры?

(Дети подражают поведению своих родителей. Митраша вспоминает, “как отец наставлял его мать” и пытается учить Настю. Настя ведет себя подобно покойной матери: не спорит с Митрашей, улыбается, тот “начинает злиться и хорохориться”. Настя сначала поддразнивает, потом ласково гладит брата по затылку. Маленькая перепалка заканчивается примирением и дружной работой.)

Прочитаем по ролям диалог в эпизоде “Настя и Митраша собираются за клюквой”. (с. 123 “Настя, начиная собираться,…где растёт сладкая клюква”).

7) Какую роль играет этот диалог в дальнейшем повествовании?

(Настя невнимательно слушала брата, когда тот рассказывал о “палестинке” в лесу. У нее свои, женские, хозяйственные заботы, она заботится о том, чтобы они были сыты в дороге. Митраша уже решил, что пойдет искать палестинку. Он – мужчина, исследователь, ищет новых путей. Так намечается конфликт повествования.)

8)Какое событие является завязкой повествования?

(Спор, а потом и ссора ребят, которая едва не привела к трагедии. Рассудительная Настя попыталась убедить брата идти по широкой, плотной тропе, но Митраша заупрямился и отправился “сам по себе, по своей тропке”. Тут уж Настя рассердилась, так и вышло, что ребята пошли разными дорогами.)

10) Какую роль в развитии событий играет природа?

Комментарий учителя:

Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя. Обратим внимание, как показаны тревога и страх лисы: уменьшительные суффиксы в ее описании делают ее маленькой и беззащитной.

Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неибывной злобы к нему”. Сюда –то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой.

Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой –облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”.

Тревоги добавляет ветер, из-за которого “сосна простонала”, а “ель зарычала”.

11)Каков смысл притчи о судьбе сосны и ели?

(Два дерева, обреченных жить вместе, описываются как живые существа. Большие деревья должны были бы расти самостоятельно, отдельно друг от друга. Они выросли вместе, но они разобщены, не помогают друг другу, желая самоутвердиться за счет другого. Смысл притчи в том,что люди должны помогать друг другу, поддерживать друг друга.

ВЫВОД: Итак, мы рассмотрели взаимоотношения героев, авторское отношение к ребятам, диалоги, помогающие раскрыть характеры героев, композицию произведения, роль природы в развитии событий.

III.Ученики по желанию пересказывают эпизоды, дополняя друг друга.

1 эпизод - “Митраша в беде”.

Как природа предупреждает мальчика об опасности?

(“Земля под ногой стала как гамак, подвешенный под тинистой бездной” - тревога уже в этом. Елочки-старушки пугают Митрашу, преграждают ему дорогу.)

(Автору нравится отвага Митраши, когда тот идет по страшному лесу, его смекалка, когда догадывается, как сократить дорогу. Автор тревожится, переживает за мальчика, сочувствует ему словно хочет предостеречь его от опасности. Автор всей душой болеет за Митрашу, описывая его беспомощность”.

2 эпизод-“Приключения Насти в лесу”.

Почему Настя забыла о брате? Как относится к Насте автор?

(Настя набрела на палестинку, обсыпанную красной клюквой, и забыла обо всем на свете. Автор спрашивает: “Откуда же у человека при его могуществе берется жадность даже к кислой ягоде клюкве?” Он как будто не осуждает Настю, а только удивляется. Авторское отношение к детям выражается и через отношение к ним животных.)

Как животные реагируют на появление детей в лесу?

(Тетерев Косач их не замечает, “до того были тихи”.)

IV. Групповая работа. Инсценирование эпизода “Ссора Насти и Митраши”

(Рассказчик, Настя, Митраша, ворона).

Вопросы классу:

1.Как могло случиться, что такие дружные ребята не просто поссорились, а и покинули друг друга? Ведь они знали, что в лесу бродит безжалостный Серый помещик, что в болоте есть гибельное место?

Вопросы классу:

1.Почему Травка не сразу откликнулась на зов Митраши? с.65

2.Что, кроме сметливости, отваги, терпения, помогло Митраше спастись?

4.Почему почти одичавшая Травка послушалась человека и пришла ему на помощь?

5.Какую правду перешептывал Антипыч и собакам, и людям?

IV. Вывод.

Так что же такое кладовая солнца? (Это не только Блудово болото со своими запасами горючего торфа, это вся природа и человек - «мудрый хозяин».)

Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять. (Это эпиграф к уроку, его записываем в тетрадь ).

Теперь вернемся к кластеру. Появились ли изменения? Есть ли отличия в их характере? А сходства?

Теперь делимся на 2 команды: слева от меня команда «Митраши»,а справа «Настеньки»

Итак, внимание на экран.

V. Домашнее задание:

1. Подумайте, почему «Кладовая солнца» называется сказкой-былью?
2. Сказка и быль в произведении Пришвина (исследуя текст, выявить элементы сказки и были)

3. Решить кроссворд.


Уже сам подзаголовок повести "Кладовая солнца (сказка-быль)" заставляет читателя обратить внимание на жанр произведения. "Сказка-быль" создана так, что в ней переплетаются реальное и сказочное, причём происходит это на всех уровнях и на уровне языковом, ведь в произведении отчётливо прослеживаются фольклорные мотивы в построении повествования, в описаниях, в лексике, и на уровне сюжетном, когда мотив спасения героя от неминуемой смерти (сказочный мотив) обыгрывается писателем таким образом, что это спасение не вызывает у читателя ни малейшего сомнения в своей достоверности; да и в образах героев - Насти, Митраши, старика Антипыча, собаки Травки очень много от сказочных персонажей - не случайно же Настю повествователь сравнивает с Золотой Курочкой, а Митраша имеет прозвище "Мужичок в мешочке".

Однако явная связь со сказочным миром не превращает повесть "Кладовая солнца" в стилизацию, Пришвин создаёт вполне оригинальное и в жанровом, и в изобразительном планах произведение, в котором описываются удивительные и одновременно вполне реальные, где-то даже "приземлённые" приключения оставшихся сиротами детей, которые, однако, живут так, как и не всякий взрослый сумеет жить в таких сложных обстоятельствах, в которых они оказались после того, как "их мать умерла от болезни, а отец погиб на Отечественной войне".

Пришвин в произведении "Кладовая солнца" показывает детей, которые живут взрослой жизнью, он с любовью описывает хозяйственность Насти, мастеровитость Митраши, он откровенно любуется своими героями: "А какие это были умные детишки! ... не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы". Писатель с большим знанием дела описывает, как Митраша делает деревянную посуду, он восхищается Настей, которая, несмотря на возраст, ведёт себя как взрослая хозяйка. Но, вместе с тем, дети остаются детьми, и постоянные перепалки брата и сестры, в ходе которых чаще всего Митраша пытается доказать, что он "в доме главный", тоже милы автору, он видит в них подлинные отношения между братом и сестрой, которые очень сильно любят друг друга, между которыми возникает "такое прекрасное равенство".

Характеры героев проявляются и в том, как они собираются "за клюквой". Обстоятельность, серьёзность сборов, рассказ брата о "палестинке", о которой говорил когда-то отец, надежда на то, что им удастся найти эту "неизвестную никому палестинку, где растёт сладкая клюква" - и нелепый спор, в результате которого брат и сестра пошли в лесу каждый своей дорогой...

Пришвин замечательно умеет описывать природу. В "Кладовой солнца" природа становится самостоятельным действующим лицом, она живёт своей жизнью, но она же и особым образом "настроена" на жизнь героев. Когда Митраша и Настя расстались, разошлись в разные стороны, "Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали". Так природа выражает своё отношение к происходящему и как бы предсказывает, что дальше героям предстоят испытания.

Образ старого Антипыча создан в сказочных традициях: герой очень стар, он не говорит, сколько ему лет, его речь полна загадками, он умеет разговаривать со своей собакой Травкой, он хранит некие тайны, которые нельзя передать кому попало, для их постижения человек должен определенным образом подготовиться. Умирая, он именно Травке доверяет свой главный секрет - отношения между живыми существами должны быть построены на любви, эта любовь должны быть взаимной, она должна приходить на помощь тогда, когда живые существа нуждаются в помощи. Интересно, что Пришвин говорит не только об отношениях между людьми, ведь не случайно же смерть Антипыча он называет "ужасным несчастьем" в жизни Травки, которая так и не может забыть своего хозяина и постоянно ищет его, найдя, в конце концов, в Митраше "маленького Антипыча", которого она спасла от гибели в болоте.

Митраша оказался в беде потому, что понадеялся на себя, забыл о народной мудрости, "Не знавши броду, оставил выбитую тропу человеческую и прямо полез в Слепую Елань". Мальчик, "почуяв опасность, остановился и призадумался над своим положением", но опоздал и "почувствовал себя плотно охваченным со всех сторон по самую грудь" трясиной, которая никогда не отпустила бы его, если бы на помощь ему не пришла Травка.

Если Митраша ушел с "тропы человеческой" из-за самонадеянности, то Настю увела с неё... неосознанная жадность - девочка шла и шла себе "за клюквой", да и не заметила, как оказалась там, где "люди не ходят". Примечательно, что, осознав это, она испугалась не за себя, а за брата, и её отчаянный крик услышал погибающий в болоте Митраша. Настя корит себя за жадность, и этот момент является одним из самых трогательных в повести.

Между Митрашей и Травкой не сразу установилось понимание, но после того, как мальчик позвал спасшую его из трясины собаку, он в ее глазах преобразился, он "отряхнул грязь с лохмотьев своих и, как настоящий большой человек, властно приказал..." - для Травки он стал ее хозяином: "С визгом радости, узнав хозяина, кинулась она ему на шею..." В минуты смертельной опасности Митраша повёл себя как взрослый, и живое существо признало его право называться хозяином - он стал по-настоящему сильным. Подтверждение этого - то, что ему удаётся убить матерого хищника, и это оказывается удивительным для людей, которые "на время бросили свои дела и собрались, и даже не только из своего села, а даже из соседних деревень... И трудно сказать, на кого больше глядели - на волка или на охотника в картузе с двойным козырьком"...

Дети оказались не просто замечательными детьми, в них те испытания, через которые они прошли, открыли новые, совсем взрослые, качества, прекрасные черты характера. Настя отдала всю клюкву, которая чуть было не увела ее с верного жизненного пути, эвакуированным ленинградским детям, и это был уже совсем взрослый, осознанный поступок, который еще выше поднял девочку в глазах рассказчиков. Хотя автор и сообщает, что рассказ ведётся от имени геологов, открывших торфяные запасы в "Кладовой солнца", читателю понятно, что автор произведения выражает в нем свою жизненную позицию, что он восхищается юными героями, в которых так много тепла, человечности, чувства собственного достоинства, которые так тонко ощущают мир природы и являются такими достойными представителями мира людей.

Исполнитель: Колотовкина Анастасия.

Михаил Михайлович Пришвин

«Охранять природу – значит охранять родину».

М. Пришвин

Михаил Михайлович Пришвин родился 23 января 1873, с. Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии.

Русский писатель, автор произведений о природе, явивший в них особую художественную натурфилософию, охотничьих рассказов, произведений для детей. Особую ценность имеют его дневники, которые он вел на протяжении всей жизни.

Родился в купеческой семье. Окончив сельскую школу, поступил в Елецкую классическую гимназию, откуда был исключен (1888) за дерзость учителю В. В. Розанову. Переехал в г. Тюмень к дяде окончил шесть классов Тюменского реального училища. В 1893 Пришвин поступил в Рижский политехникум.

Итак, первая же книга М. Пришвина "В краю непуганых птиц " сделала его известным писателем. Появилось в русской литературе новое имя - Пришвин. Но дорога к себе была для Михаила Михайловича не так еще близка, он не сразу обрел то свое лицо, которое мы сразу же представляем себе, произнося имя - Пришвин.

Он писал множество книг, опробовал разные жанры такие как: рассказ, очерк, поэма, роман, дневник. Но большинство их написано и природе, это можно увидеть даже по названиям произведений:

    Лисичкин хлеб

    Журка

    Золотой луг

    Этажи леса

    Говорящий грач

    Хромка

    Изобретатель

    Ребята и утята

    Синий лапоть

    Медведь

    Лоси

    Глоток молока

    Как Ромка переходил ручей

    Наш сад

    Остров спасения

    Лесной хозяин

    Кладовая солнца

С самого детства нас учат тому, что природу нужно любить и беречь, стараться сохранить ее ценности, которые так необходимы человеку. И среди множества великих русских писателей, затрагивавших в своих произведениях тему природы, один все же выделяется на общем фоне. Речь идет о Михаиле Михайловиче Пришвине, которого называли «старичком-лесовичком» отечественной литературы. Любовь к этому писателю возникает еще в младших классах, и многие проносят в течение всей жизни.

Человек и природа в творчестве Михаила Пришвина

Едва только начинаешь читать произведения Михаила Пришвина, сразу же начинаешь понимать их особенности. В них нет каких-то политических подтекстов, которые так любили его современники, нет ярких заявлений и призывов обществу. Все произведения отличаются тем, что их основная ценность – человек и окружающий мир: природа, быт, животные. И эти художественные ценности писатель старается передать своему читателю, чтобы тот понял, насколько важно единство с природой.

Однажды Пришвин сказал: «…пишу о природе, сам же только о людях и думаю» . Эту фразу можно смело назвать системообразующей в его рассказах, потому как в них мы видим открытого и думающего человека, с чистым сердцем рассуждающего об истинных ценностях.

Несмотря на то, что Пришвин пережил несколько войн и революцию, он не переставал восхвалять человека за его стремление познать жизнь со всех сторон. Конечно, любовь к природе стоит особняком, ведь в его произведениях разговаривают не только люди, но и деревья, животные. Все они помогают человеку, и такая помощь является взаимной, что подчеркивает единство.

Очень точно о Михаиле Михайловиче в свое время высказался другой великий писатель – Максим Горький. Он говорил, то ни у одного из русских писателей не встречал настолько сильной любви к природе. И действительно, Пришвин не только любил природу, он старался узнать о ней все, а затем передать эти знания своему читателю.

Рассуждения о чистоте человеческой души

Михаил Пришвин искренне верил в людей, стараясь видеть в них только хорошее и позитивное. Писатель считал, что с годами человек становится мудрее, он сравнивал людей с деревьями: «…так и люди есть, перенесли все на свете, а сами становятся до самой смерти все лучше». И кому как не Пришвину, пережившему тяжелые удары судьбы, знать об этом.

В основу человеческих отношений писатель ставил взаимопомощь, потому как человек должен был всегда находить опору в своих друзьях и близких. Он говорил: «Высшая нравственность – это жертва своей личностью в пользу коллектива». Тем не менее, с любовью к человеку у Пришвина могла сравниться только его любовь к природе. Многие произведения написаны так, что в каждой фразе скрывается глубокий смысл, рассуждение о тонком взаимоотношении человека и природы.

М. Пришвин – это величайший писатель, который связал воедино природу и человека. Недаром он говорит: «всё прекрасное на земле - от солнца, а всё хорошее – от человека».

Анализ произведения «Кладовая солнца»

Жанр : Кладовая солнца» - сказка-быль. Так как вполне реальные дети отправляются во вполне реальное путешествие - за клюквой. Но им приходится сталкиваться с одушевленными силами природы - как благосклонно настроенными, так и враждебными (волк Серый помещик).

Характеристика главных героев:
В произведении «Кладовая солнца» главными героями являются брат и сестра по имени Митраша и Настя, которые потеряли своих родителей, как сказано в произведении.

В самом начале произведения ведется описание главных героев. Внешний образ Насти :
«Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх».

Описание образа Митраши: « Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный. "Мужичок в мешочке", - улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. "Мужичок в мешочке", как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх».

Митраша и Настя были умные дети: « Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо. И какие это были умные детишки!»

Так же можно отметить, что Митраша и Настя очень трудолюбивые:
«Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе. Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах: носики такие задорные».

В частности, о Насте, это можно отметить в таких строчках: « Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи».

И в частности о Митраше: « Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к одной, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами».

Несмотря ни на что Настя любит своего брата: « Настя, заметив, что брат начинает сердиться, вдруг улыбнулась и погладила его по затылку. Митраша сразу успокоился, и друзья пошли по тропе, указанной стрелкой, теперь уже не рядом, как раньше, а друг за другом, гуськом.

А Митраша и вовсе был смелый малый: « Но не все могли поверить, что мальчик на одиннадцатом году жизни мог убить старого хитрого волка. Однако несколько человек из них, кто поверил, с веревкой и большими санками отправились на указанное место и вскоре привезли мертвого Серого помещика».
Но конечно брат и сестра - вовсе не идеальные, правильные и послушные детки. Они спорят из-за того, кто из них главнее.
« Бывает, и теперь Митраша вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, тоже учить свою сестру Настю. Но сестренка мало слушается, стоит и улыбается... Тогда "Мужичок в мешочке" начинает злиться и хорохориться и всегда говорит, задрав нос: - Вот еще! - Да чего ты хорохоришься? - возражает сестра. - Вот еще! - сердится брат. - Ты, Настя, сама хорохоришься. - Нет, это ты! - Вот еще!»

Митраша, любит доказывать свою правоту: « Проверив по компасу направление троп, Митраша, указывая слабую тропу, сказал:
- Нам надо по этой на север.
- Это не тропа! - ответила Настя.
- Вот еще! - рассердился Митраша. - Люди шли, - значит тропа. Нам надо на север. Идем, и не разговаривай больше».
Из-за чего в последствии чуть не утонул в болоте.

Настя была девочка жадноватая : увлекшись сбором невиданного урожая клюквы, чуть не позабыла о брате. « Вначале Настя срывала с плети каждую ягодку отдельно, за каждой красненькой ягодкой наклонялась к земле. Но скоро из-за одной ягодки наклоняться перестала; ей больше хотелось».
«И только-только бы вспомнить о брате надо было, как вдруг Настенька увидела такое, что не всякой клюквеннице достается хоть раз в жизни своей увидеть...»

Но пережитые испытания делают детей умнее и добрее. « Но когда из детдома эвакуированных ленинградских детей обратились в село за посильной помощью больным детям, Настя отдала им всю свою целебную ягоду. Тут-то вот мы, войдя в доверие девочки, узнали от нее, как мучилась она про себя за свою жадность».

Отношение автора к героям : Автор относится к брату и сестре добродушно, так как на протяжении всего произведения отзывается о них только добрым словом. Ласково называет мальчика Митраша или мужичок-в мешочке», «охотник с двойным козырьком», или Настю называет тоже ласково «курочка».

Речевая характеристика героев: речь двух героев просторечная, т.к. дети используют слова «палестинка», «ладило», и т.д.
Кроме этого можно отметить то, что Митраша все время использует восклицательные предложения, что показывает его смелость и мужественность, например, «
Пусть попробует!».

Еще можно сказать, что автор в произведении использует звуки различных животных: « Тэк-тэк! - чуть слышно постукивает огромная птица глухарь в темном лесу. - Шварк-шварк! - дикий селезень в воздухе пролетел над речкой. - Кряк-кряк! - дикая утка кряква на озере. - Гу-гу-гу... - красивая птичка снегирь на березе»

Особенности сюжета и композиции: Пришвин очень внимателен к детям. Он с мягким юмором и большой любовью описывает двух самостоятельных крестьянских детей, умеющих справляться с большим хозяйством. Пришвин в образах брата и сестры утверждает крестьянскую основательность, любовь к труду, практическую сметку и умение бороться с трудностями.
Название «Кладовая солнца» - это многозначный образ. «Кладовая солнца» - это не только торф, который можно использовать как источник энергии. Это и вся заповедная северная природа, это и доброе сердце народа. Пришвин - большой знаток и любитель природы. Он поэтически описывает пробуждение весенней природы, голоса птиц и зверей, сливающиеся в единый волшебный хор русского леса.

Воспитательная ценность: Пришвин в своей сказке-были воспитывает в детях эстетическое чувство любования природой, т.к. в его произведении присутствует очень много описания природы. Ребенок, читая «Кладовую солнца», развивает в себе также доброту, потому что, сопоставляя с себя с героями этого произведения, он понимает, что все что не делается, должно быть во имя доброты, не только для себя, но и для других. Еще эта сказка-быль учит быть ребенка не жадным, т.к. качество «жадность» очень ярко осуждается в этом произведении. Кроме этого, «Кладовая солнца» воспитывает в детях то, что прислушиваться к чужому мнению просто необходимо, иначе можно наломать множество дров. Помимо всего, можно определить, что это произведение учит ребенка быть смелым и трудолюбивым.