Необыкновенное в обыкновенном. Особенности пейзажа в повести К.Г. Паустовского «Мещерская сторона

Общероссийский конкурс «Весну рисую словом и пером!»

Весеннее очарование (лирическая зарисовка)

Камалетдинова Аделина Анасовна

420141 г. Казань, ул.Кул Гали, д.24, кв.14, [email protected]

Волшебное время года

Весеннее очарование.

Весна – волшебное время года. Весной природа пробуждается от зимнего сна.

Радуется земля, ликует небо.

Первыми встречают весну птицы. Они строят гнезда, заводят трели, прославляя весеннее солнышко.

Днем яркие солнечные лучи играют на стеклах окон или ветвях деревьев, отчего они кажутся покрытыми позолотой.

Асфальт уже почти сухой, как летом. Но есть еще места, где еще не сошел снег. Не желая таять, он прячется от солнечных лучей за домами и в оврагах.

Тонкими струйками тянутся по земле маленькие ручейки, будто опутывают землю сетью слез. Смотришь на все это, и не верится, что совсем недавно быстрые лучи пробивали себе путь в толще снега, соединяясь друг с другом и торопясь к одной еще пока спящей реке.

Ветер-шалун веселит первые листочки на деревьях, обдувая их со всех сторон. Листики будто перешептываются между собой, радуясь весне.

Чудесен мир весенних красок! Своим любимым зеленым цветом весна раскрасила молодую травку. Зеленой дымкой она покрыла лес, а березке подарила зеленые сережки.

Кроме зеленого цвета, у весны есть голубая и белая краска. Голубым цветом она раскрасила небо, а белым – облака. Словно по голубому озеру плывут белые лебеди – облака.

Не забыла весна и желтую краску. Она разбросала по зеленому полю желтые огоньки. Это первые весенние цветы.

Каждый год, появляясь из темноты и холода, весна окружает нас своим завораживающим танцем. Она нежно укутывает нас светом и теплом, обвевает чарующими ароматами. Весна возрождает наши надежды!


Мороз и солнце; день чудесный! Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный Еще ты дремлешь, друг прелестный Пора, красавица, проснись: Пора, красавица, проснись: Открой сомкнуты негой взоры Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела И ты печальная сидела А нынче... погляди в окно: А нынче... погляди в окно: Под голубыми небесами Под голубыми небесами Великолепными коврами, Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Кобылку бурую запречь? Скользя по утреннему снегу, Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня. И берег, милый для меня.


Лирическая зарисовка - жанр художественной литературы, характерными чертами которого являются: Лирическая зарисовка - жанр художественной литературы, характерными чертами которого являются: 1. рисунок с натуры - описание предмета; 1. рисунок с натуры - описание предмета; 2. сопутствующие этому описанию чувства, эмоции; 2. сопутствующие этому описанию чувства, эмоции; 3. эмоционально - оценочная лексика. 3. эмоционально - оценочная лексика.


Что описывается Ключевые слова Эмоции 1. земля 2. Небо 3. Лужи 4. Ручейки 5. Листва ПлачетПлачет Потеряли очертания Опутывают землю сетью слез Будто в слезах Зелень не та Разводы на лице Плачущего ребенка ГрустьГрустьРастерянностьГореТоскаСожалениеСочувствие







Установление гармонии мальчика с окружающим миром сложно. Важную роль здесь играет сцена встречи Петра с Эвилиной. Здесь пейзаж выполняет психологическую функцию. Короленко показывает, как под влиянием перемен в природе меняется и состояние героев очевиден психологический параллелизм. «Эвелина передает Петру свои живые впечатления от окружающей природы. Они основаны на поэтических фольклорных представлениях. Так что в сознании Петра природа входит олицетворенной».

Иные задачи ставит перед собой Короленко, вводя описание природы в очерк «Чудная». Пейзаж здесь довольно краток, но не менее выразителен, причем он многофункционален: является фоном повествования и играет роль выразительной детали, позволяющий передать глубину душевных переживаний героя, а также передает сибирский колит и фольклорные мотивы.

Но, пожалуй, ярче всего Короленко – пейзажист проявил себя в очерках «У казаков». Писатель часто одухотворяет природу, она активно участвует в развитии сюжета, автор сливает природу в одно целое с описываемым действием. Пейзаж в очерках Короленко несет большую идейную нагрузку, выполняет композиционную функцию. Так, для многих очерков пейзажная зарисовка является либо зачином, либо концовкой.

Пейзажи Короленко никогда не бывают большими по объему, зато мастер описывает максимально точно, стараясь, чтобы его зарисовки были просты в то же время отличались глубиной и яркостью.

Казаки живут в гармонии с природой, этим объясняется их отношение к реке и ее обитателям как к животным существам.

Иногда пейзажи Короленко выполняют символическую функцию. Одним из таких образов- символов является дорога, при помощи которой раскрывается тема времени, противоборство старого и нового.

Гармоничной близостью человека и природы произведения Короленко, дороги современному читателю.

Признанным мастером пейзажа в русской литературе является Константин Георгиевич Паустовский. Именно в «Мещерской стороне» впервые полно выявились творческие принципы Паустовского, которые определили его манеру писателя пейзажиста.

Природа в его произведениях – это не просто описание полей, перелесков, холмов и рек, рассветов и закатов, и не фон, на котором происходят основные события. Чувство природы для Паустовского равнозначно чувству Родины. Он говорит о том, что любовь к своей стране не возможна без любви к ее природе.

Для Паустовского отношение к природе – один из важнейших критериев оценки человека. По его мнению, нельзя быть равнодушным к стране, к ее лесам, полям, к ее селениям и людям.

Паустовский – романтик. Он, конечно, отталкивается от конкретного увиденного пейзажа, факта, но потом романтически преувеличивает его. Однако это не мешает ему видеть прямую связь между красотой русской земли и одаренностью ее народа, богатством и силой русского искусства.

Тема природы в книгах Паустовского раскрывается во многих аспектах. В «Кара-Бугазе» и в «Колхиде» перед читателем были развернуты картины преобразования природы. В «Черном море» природа выступала объектом познания, средством сильного влияния на личность человека.

В «Мещерской стороне» природа- источник лирического вдохновения, она обладает большой силой эстетического воздействия на читателя. Автор особенно дорожил этими лирическими красками родной природы. Воспевая в своих произведениях природу, Паустовский выступал ее защитником. Он утверждал: «Прекрасный ландшафт есть дело государственной важности. Он должен охраняться законом. Потому что он плодотворен, облагораживает человека, вызывает у него подъем душевных сил, успокаивает и создает жизнерадостное состояние, без которого не мыслям человек нашего времени».

Смысловая и эмоциональная нагрузка пейзажных зарисовок очень велика. Например, рассказ «Дождливый рассвет», насыщенный ими, приобретает лирическую взволнованность, природа в рассказе чутко отвечает переживаниям Кузьмина. Но пейзаж у Паустовского играет не только фоновые роли. Своеобразие произведений писателя в том, что природа входит в них в качестве героя, нередко главного. Этот герой учит читателя поэтическому видению мира, воспитывает в нем чувство прекрасного и любовь к родине.

В сравнении с произведениями Тургенева и Л.Толстого, Паустовский избегает развернутых описаний природы. Его стиль похож на манеру Чехова и Бунина, он умеет находить и укрупнять художественные детали, описывая из предельно лаконично. «Пейзажные миниатюры Паустовского имеют и свои индивидуальные особенности. Писатель представляет читателя к восприятию Пейзажа. Особая романтическая приподнятость, лирическая взволнованность повествования приводят к тому, что все чувства читателя обостряются: он зорче всматривается и, кажется, обоняет запахи, которыми пропитаны страницы произведения.

Рассмотрим особенности пейзажа другого певца русской природы – М.М. Пришвина. Мы уже говорили о том, что у каждого художника свое видение мира. Если несколько уже сложившихся художников посадить рядом, писать один и тот же пейзаж, то у всех это описание получится разным, каждый художник проявит свои особенности. Дело здесь в отношении художника к тому, что он видит, в своеобразном видении мира.

Описания природы мира.

Описание природы у М.М. Пришвина всегда ярки, иногда они очень ярки, иногда они очень подробны, но всегда достоверны. Писатель рисует реалистическую картину мира. В то же время его видение природы поэтапно, недаром он иногда говорил про себя в шутку, что он поэт, распятый на кресте прозы, а свои короткие зарисовки природы в шутку называл поэмами». В пейзажах Пришвина детали выходят на первый план, но здесь фотографическая точность сочетается с высокой поэтичностью. Он крупным планом показывает читателю не детали, которые его заинтересовали, и внимательно их разглядывает, изучая.

У большинства писателей пейзаж играет второстепенную роль: он помогает показать время и действие событий, создает настроение, помогает понять душевное настроение героев.

«У Пришвина описание природы имеет самостоятельное значение, но не настолько, чтобы он рисовал ту или иную картину только ради этой картинки, лесной пень ради пня, ночную фиалку ради ночной фиалки. Нет, они попадают на страницы пришвинской прозы только в том случае, если рождают в художнике, во-первых, движение души, а во-вторых, мысль как слитое воедино, как сплав, как акт искусства».

Иногда Пришвину ставили в упрек отсутствие большого количества действующих лиц, людей, несмотря на то, что его герои, связанные с природой. Но это неверно. Основная цель его творчества – проблема «Человек и природа». Как человек воспринимает природу, как они взаимодействуют, влияя друг на друга, как отзывается человеческая душа на различные проявления природы – все это интересует писателя. Михаил Михайлович Пришвин написал много: «В краю непуганых птиц», «за волшебным колобком», «Адам и Ева», «Светлое озеро», «Черный араб», «Женьшень»…это далеко не все, что было написано писателем. И везде он оставался, верен своей основной теме Творчества «Человек и природа».

Исследовав функции пейзажа в творчестве некоторых русских писателей, составим особенности картин природы в творчестве М. Пришвина, К. Паустовского, В. Короленко и в работах Л. Леонова.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Научно-исследовательская работа Необыкновенное в обыкновенном. Особенности пейзажа в повести К.Г. Паустовского «Мещерская сторона» НАПРАВЛЕНИЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА» Выполнила: Мешалкина Анастасия, ученица 9 «А» класса МБОУ «СОШ 10 с углубленным изучением отдельных предметов» города Череповца Вологодской области Руководитель работы: Савасина Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 10 с углубленным изучением отдельных предметов» города Череповца Вологодской области Череповец, 2015

2 Оглавление Введение...3 Глава 1. Понятие «пейзажа» в литературоведении 1.1. Определение понятия «пейзаж» Виды и функции пейзажа..6 Выводы по главе Глава 2. Повествование или описание? Что важнее в художественном произведении для школьников? 2.1. Определение уровня знаний учащихся 5-7-х классов по изучаемому вопросу Выявление читательских интересов учащихся 5-7-х на основе анализа библиотечных формуляров 8 Выводы по главе Глава 3. Особенности пейзажных зарисовок в художественном произведении 3.1. Анализ главы «Обыкновенная земля» Особенности художественного слова в главах «Леса», «Луга» Бескорыстная любовь к обыкновенной земле.16 Выводы по главе 3.16 Заключение.18 Список литературы 20 Приложения..21 Приложение 1. Вопросы по выявлению отношения учащихся к пейзажным зарисовкам в художественном тексте Приложение 2. Ответы учащихся 5-7 классов на вопросы по выявлению отношения к пейзажным зарисовкам в художественном тексте Приложение 3. Анализ читательских формуляров учащихся 5-7 классов Приложение 4. Художественный текст главы «Обыкновенная земля» Приложение 5. Отрывки текста главы «Леса» Приложение 6. Эпизоды текста главы «Луга» Приложение 7. Художественный текст главы «Бескорыстие» Приложение 8. Разнообразие животного и растительного мира, представленное в главах «Обыкновенная земля», «Леса», «Луга»

3 Введение Жизнь общества, вся история человечества, история науки, техники и культуры отражаются в словах. К.Г. Паустовский, известный русский писатель, говорил: «Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озёр, лугов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». При знакомстве с творчеством К.Г. Паустовского, я поразилась необычайной способности автора использовать языковые средства выразительности, особенно при описании пейзажных зарисовок, так как ранее считала первостепенным в художественном произведении повествование о событиях, поступки героев, их взаимоотношения, речевые и портретные характеристики. Целью нашей работы является изучение особенностей пейзажа на материале повести К.Г. Паустовского «Мещерская сторона». Объектом нашего исследования выступает язык писателя как мастера словесной живописи. Предмет исследования: пейзажные зарисовки в повести К.Г. Паустовского «Мещерская сторона». Задачи нашего исследования: 1) изучить лексическое значение, этимологию слова «пейзаж»; 2) определить место пейзажа в структуре произведения К.Г. Паустовского «Мещерская сторона»; 3) рассмотреть языковые особенности создания пейзажа, присущие такому уникальному мастеру слова, как К.Г. Паустовский; 4) определить уровень знаний учащихся 5-7-х классов по изучаемому вопросу; 5) выявить читательские интересы учащихся 5-7-х классов на основе анализа библиотечных формуляров. Методы исследования: анализ научно-познавательной, публицистической, языковедческой литературы, материалов электронных

4 ресурсов, читательских формуляров учащихся; обобщение материала, сравнение, систематизация и анализ полученных результатов; метод опроса, метод математической статистики. Теоретическая значимость работы обусловлена ее целью и характером исследуемого материала, поскольку рассмотрение «пейзажа» как литературоведческого понятия дает возможность изучить структуру построения пейзажных зарисовок в художественном произведении на примере повести К.Г. Паустовского «Мещерская сторона». Практическая значимость и актуальность исследования заключается в возможности использования его результатов не только в процессе изучения русского языка и литературы, изобразительного искусства, во внеурочной деятельности, но и, прежде всего, при подготовке к итоговому сочинению (изложению) по литературе в 11 классе по теме «Человек и природа в отечественной и мировой культуре». А также при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в качестве аргументов к сочинению-рассуждению. Мы предположили: 1) что учащиеся, читая художественное произведение, не обращают внимания на красоту пейзажных зарисовок, на язык писателя; 2) что в контексте художественного произведения К.Г. Паустовского «Мещерская сторона» пейзажные зарисовки - это не просто фон, на котором происходит действие, а один из особо значимых, ключевых эпизодов повести, ее композиционная и смысловая составляющая.

5 Глава 1. Понятие «пейзажа» в литературоведении 1.1.Определение понятия «пейзаж» Понятие «пейзаж» заимствовано в 18 веке из французского языка, в переводе буквально обозначающее «сельская картина» . С.И. Ожегов слово «пейзаж» поясняет следующими значениями: 1. Вид какой-нибудь местности. 2. Рисунок, картина, изображающая природу, вид, а также описание природы в литературном произведении. В словаре В.И. Даля слову «пейзаж» даётся лексическое значение: «Ландшафт, видопись, картина местности, вид природы, сельский вид». Изучив словарь Т.Ф. Ефремовой, мы обнаружили следующие определения слова «пейзаж»: 1. Общий вид какой-либо местности. 2. Картина или рисунок, изображающие природу. // Вид природы в жанровых произведениях. 3. Жанр произведений в области живописи, темой которых являются виды природы; пейзажная живопись. 4. Описание, изображение природы в литературном или музыкальном произведении. Проанализировав определения, данные в изученных «Толковых словарях русского языка», мы обнаружили схожесть в выделенных лексических значениях. Однако, только С.И. Ожегов и Т.Ф. Ефремова указывают и на определение, связанное с литературным произведением. В литературоведческом словаре понятие «пейзаж» определяется как «картина природы, имеющая различное художественное значение в зависимости от стиля автора, литературного направления (назначения), с которым он связан».

6 1.2. Функции пейзажа в эпическом, прозаическом, драматическом произведении Основными предметами изображения в литературе являются человек и окружающий его мир, образы природы в произведениях не менее значимы, чем образы людей. В литературе пейзажи могут приобретать несколько функций: в образах эпоса с помощью пейзажных описаний прерывают повествование непосредственно перед поворотами сюжета или его кульминационными моментами; в лирике пейзажи могут быть использованы для скрытого или явного сопоставления внутреннего состояния лирического героя с состоянием внешней среды . В лирических стихотворениях поэтов XIX-XX вв. пейзаж, как правило, несет ощутимую психологическую нагрузку, даже если картины природы «предметны», насыщены разнообразными деталями, например, «Зимнее утро» А.С. Пушкина, «Есть в осени первоначальной» Ф.И. Тютчева. В эпических произведениях природа часто является самостоятельным объектом изображения. Для эпического писателя мир природы часть действительности, предметного мира, окружающих героев. Природа воздействует не только на поступки людей, но и на их психологическое состояние. В эпических произведениях широко используется психологический пейзаж. В отличие от обычного пейзажа, воссоздающего обстановку действия или раскрывающего авторское отношение к природе (в эпических произведениях), психологический пейзаж необходим для того, чтобы создать представление о душевном состоянии людей. В драматическом произведении пейзаж используется как необходимый элемент повествования или как сценический фон, например, в трагедии А.Н. Островского «Гроза», драме А.П. Чехова «Вишневый сад».

7 Выводы по главе 1 В ходе изучения словарных статей мы акцентируем внимание на понятии «пейзаж» как литературоведческой категории, который в художественном произведении подчеркивает или передает душевное состояние персонажей, при этом внутреннее состояние человека уподобляется или противопоставляется жизни природы. В зависимости от предмета изображения, стиля и художественного метода пейзаж выполняет в произведении различные функции.

8 Глава 2. Повествование или описание? Что важнее в художественном произведении для школьников? 2.1. Определение уровня знаний учащихся 5-7-х классов по изучаемому вопросу Для определения практической значимости нашей работы мы провели опрос 169 учащихся (42 пятиклассники, 72 шестиклассники, 55 семиклассники) с целью выявления отношения к пейзажным зарисовкам в художественном тексте. В Приложении 1 представлены вопросы. При ответе на первый вопрос 88 чел. (52%) определяют пейзаж как описание природы, но в то же время 38 чел. (23%) затруднились ответить (см. таблицу 1 в Приложении 2). Пейзаж как средство художественной выразительности в произведении определяют 109 чел. (65%), при этом 30 чел. (18%) не смогли дать ответ на этот вопрос (см. таблицу 2 в Приложении 2). Можно отметить, что большинство опрошенных 110 чел. (65%) считают более важным рассказ о событиях, чем описание природы (см. таблицу 3 в Приложении 2). При анализе ответов на 4 и 5 вопросы мы выяснили, что 93 ученикам (55%) чтение пейзажных зарисовок неинтересно и 89 человек (53%) при чтении опускают описание природы, считая его скучным (см. таблицы 4, 5 в Приложении 2). Данные опроса показали, что большинство школьников средних классов первостепенным считают в тексте рассказ о событиях, а описание природы менее значимым Выявление читательских интересов учащихся 5-7-х на основе анализа библиотечных формуляров Чтобы убедиться в объективности результатов опроса, мы обратились в школьную библиотеку за разрешением проанализировать формуляры с целью выявления читательских предпочтений школьников.

9 Нами было обработано 223 формуляра учащихся 5-7 классов с сентября 2013 по февраль 2015 годы. Было выявлено, что 55 учащихся (25%) не посещают библиотеку. Анализируя формуляры учащихся 5-7 классов, мы подсчитали количество выбранных книг и распределили их по группам в зависимости от категории. Мы определили, что наибольшее количество экземпляров составили рассказы (862) и периодические издания (288) (см. таблицу 1 в Приложении 3). Нами выяснено, что всего 13 книг о природе было взято за изучаемый период. Это полностью подтверждает, что мои сверстники не выделяют произведения, в которых есть пейзажные зарисовки. Выводы по главе 2 На основе опроса учащихся 5-7 классов и анализа читательских формуляров, мы подтвердили наше предположение о том, что учащиеся, читая художественное произведение, не обращают внимания на красоту пейзажных зарисовок, на язык писателя. В связи с этим, я решила изучить повесть К.Г. Паустовского «Мещерская сторона» и привлечь внимание школьников к красоте авторского слова и значимости пейзажных зарисовок в художественном произведении.

10 Глава 3. Особенности пейзажных зарисовок в художественном произведении 3.1. Анализ главы «Обыкновенная земля» Рассмотрим, как через пейзажные зарисовки проявляется одна из ведущих тем повести описание красоты природы средней полосы России. Словесная завязка этой темы начинается ещё в 1 главе «Обыкновенная земля» (см. Приложение 4). Сразу возникает вопрос, зачем описывать землю, если она «обыкновенная»? Но сам автор, говоря о том, что «в Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств», все же выделяет «кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха». К.Г. Паустовский сравнивает их «большую притягательную силу» со скромными картинами художника Левитана. И мы тоже можем говорить о Паустовском как о мастере словесной живописи, который словом «не пишет, а рисует». В это определение мы будем вкладывать умение писателя при помощи слов создавать зрительные, звуковые, слуховые образы, его удивительную способность вызывать у читателя художественное восприятие картин природы. В главе «Обыкновенная земля» в описании пейзажа мы можем выделить несколько микротем. Первая начинается с вопроса: «Что можно увидеть в Мещерском крае?» Перед читателем предстают луга, боры, озера, стога, облака, болота, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей, широты звезд. Используя конкретные существительные, точные эпитеты («сосновые боры», «цветущие или скошенные луга», «лесные озера», «стога, пахнущие сухим сеном», «обширные болота»), автор описывает реальную картину мира. Даже сравнительные обороты: «трава на рассвете покрывается инеем, как солью», «спал в стогу, будто в запертой комнате» - создают точные образы. На первый взгляд, в этой микротеме для пейзажа характерна внутренняя статичность: природа проникнута тишиной и покоем: «где так торжественно и тихо, что бубенчик-«болтун» заблудившейся коровы слышен

11 далеко, почти за километр», «такая тишина стоит в лесах только в безветренные дни». На самом деле эта тишина обманчива: «В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам». Показывая силу ветра, автор использует не только сравнение с океаном («леса шумят великим океанским гулом»), но и гиперболу. Шум леса достигает невероятных масштабов. Эпитет «великий океанский гул» передает крайнюю степень признака. И вершины сосен гнутся до высоты облаков. Так писатель показывает нам предельную интенсивность действия. Примечательна и позиция наблюдателя. Он постоянно перемещается в пространстве: от стога в поле до высоты «птичьего полета», с которой мы вместе с ним видим и сосновые боры, и лесные озера с темной водой, и одинокие избы лесников, и пески, и можжевельник, и вереск. И снова в небе пролетающие облака и косяки журавлей. Наконец, картина мира расширяется до космического масштаба, до описания звездного неба: «знакомые нам под всеми широтами звезды». Значит, в первой микротеме пейзаж дан в перспективе, что говорит о расширении пространства. Вторая микротема начинается с вопроса: «Что можно услышать в Мещерском крае, кроме гула сосновых лесов?» Так появляется звуковой ряд. Писатель намеренно соединяет звуки деревни (человеческого жилья) и леса: «крики перепелов и ястребов, свист иволги, стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое» и «вечерний плач гармоники», «разноголосое пение петухов», «колотушка деревенского сторожа». Этот способ позволяет автору показать общность человека и природы Мещерского края. Поэтому К.Г. Паустовский обращает наше внимание и на запах сена, такой родной и знакомый для каждого из нас. Говоря о синтаксисе I и II микротемы, мы можем отметить ряды однородных членов и параллельные синтаксические конструкции «В

12 Мещерском крае можно увидеть», «В Мещерском крае можно увидеть», «Что можно увидеть в Мещерском крае?», «Что можно услышать в Мещерском крае?» При однородных членах почти нет союзов («цветущие или скошенные луга, сосновые боры, поемные и лесные озера, стога, пахнущие сухим и теплым сеном», «лесные озера с темной водой, обширные болота, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей...», «крики перепелов и ястребов, свист иволги, стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники»). Прием бессоюзия характерен для неторопливой, рассуждающей манеры повествования. Два ключевых слова объединяют тематику всей главы. «Увидеть» и «услышать» - именно они становятся основой повествования. В III микротеме автор употребляет их, уже ставя вместе: «увидеть и услышать». Оказывается все, о чем он говорил раньше, «увидеть и услышать» можно только в первые дни. По мере знакомства с Мещерой, край этот с каждым днем «делается все богаче, разнообразнее, милее сердцу». И снова происходит сужение пространства до одного маленького образа «ивы над заглохшей рекой». Но именно это неприметное дерево будет милым для сердца каждого, кто открыл для себя незаметную красоту Мещерского края Особенности художественного слова в главах «Леса», «Луга» К.Г. Паустовский начинает главу «Леса» с упоминания о том, что «Мещера остаток лесного океана» (см. Приложение 5). И это не случайно. Писатель в начале 30-х годов 20 века переживал за то, что исчезают сокровищницы заповедных мест нашей страны, уходит их нетронутость и целостность. Поэтому, описывая Мещеру, автор хотел показать не только девственность природы Мещерского края, но и призвать сохранить эти «остатки лесного океана». Уже в первом предложении главы «Леса» мы словно погружаемся в лесной океан. Для создания этого образа писатель одновременно использует и сравнение, и эпитет: «Мещера как лесной океан». Присутствие огромного

13 водного пространства мы ощущаем в течение всего произведения. Употребляя эпитеты: «мачтовые», «корабельные леса», автор отправляет читателя в плавание по просторам лесного богатства. Проплывая по нему, мы замечаем масштабность, величие живописного края. Сравнивая леса с кафедральными соборами («Мещерские леса величественны, как кафедральные соборы»), К.Г. Паустовский акцентирует наше внимание на том, что они являются главными персонажами Мещерского края. Эпитеты: «леса величественны», «могучие сосновые боры», «глубокий дорогой ковер» - помогают нам прочувствовать ценность каждой детали. Написав один раз о кафедральных соборах, автор еще раз возвращается к этой теме, разворачивая ее в предложении: «Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой». Кроны деревьев как купола церквей. Цвет золота цвет вечности. Писатель подчеркивает совершенство и бесконечность природы. Так, в основе пейзажа лежит философская тема величия, тема соборности, связанная с тишиной и умиротворенностью, а такое особое состояние души человек испытывает, общаясь с природой. Автор посредством художественного слова открывает у читателя все каналы восприятия. Перед нами предстают зрительные образы: «сухие сосновые боры», «лиловые колокольчики», «прибрежные кувшинки», «липкие маслюки», «земляника», «осиновые листья», «светляки», «летучие мыши», «волчьи ягоды». Одновременно слышны звуки: «леса шумят», «бормочут журавли и котелок на костре», «свист и легкий шум стай птиц», «визгливое тявканье», «крик выпи и хриплые возгласы петуха», «звучание вечера», «жестяной свист уток». Вместе с тем над всем этим - «километры тишины» безграничного лесного простора: «бесшумно летают летучие мыши», «осторожное перепархивание птиц», «глухие леса», «зарождение рассвета в необыкновенной неслыханной тишине», «листва берёз висит не шелохнувшись», «совы летают медленно и бесшумно, как комья белого пуха». Ничто не нарушает этого спокойствия, безмятежности в природе. И

14 даже люди притихли на фоне этого величия: «Мы почему-то говорим шепотом боимся спугнуть рассвет». Писатель вводит в контекст запахи. Мы наслаждаемся запахом можжевельника, морской воды, запахом брусники и дыма костра. Кроме этого, читатель осязает и липкие маслюки, и мягкость сухого мха, сырость, которой тянет из мхов, холодные белые грибы. Автор умело создает «эффект присутствия». В начале главы мы не видим описания людей, но именно человек скрывается за этими описаниями, потому что с первых строчек осознается присутствие человека. Именно он ощущает и сырость, и запахи, и «заглядывание в лицо летучих мышей». Человек растворяется в этой тишине, любуется красками естества. Казалось бы, неприметная природа, но К.Г. Паустовскому удается по мере описания раскрашивать ее. Автор создает цветообразы: «торжественный свет», «небо зеленеет», «белое солнце». При описании заката К.Г. Паустовский использует однокоренные слова: золотит, позолота, а у рассвета другая гамма: «небо зеленеет», «голубым хрусталем загорается Венера». Цвет воды каждого озера красив по-своему: черный, напоминающий блестящую тушь, фиолетовый. Употребляя суффиксы оват-, -еват-, автор подчеркивает оттенки цветов: желтоватый, синеватый. Он даже берет относительное прилагательное - оловянный и в качестве цвета воды: «В Урженском озере вода фиолетовая, в Сегдене желтоватая, в Великом озере оловянного цвета, а в озерах за Прой чуть синеватая». Мы можем предположить, что эта вода мягкая, серебристо-белого цвета . Писатель умело включает в сравнение метафоры, что делает природу еще более живой. Каждое явление природы имеет свою окраску. К.Г. Паустовский очень умело употребляет цвет. Описывая цвет Венеры в предрассветном небе, автор использует сравнение «хрусталем загорается Венера», то есть с особым блеском, сильно преломляющимся светом . В этот момент, как яркий мазок на фоне ночного неба, проявляется свежая зелень: «Небо на востоке зеленеет». Автор «играет» цветом, используя контраст желтого, красного, белого на черном: «Этот цвет особенно хорош осенью, когда на черную воду слетаются желтые и красные листья берез и осин. Они устилают воду так густо, что челн оставляет за собой блестящую черную дорогу». А еще черный цвет хорош и летом: «когда белые лилии лежат на воде, как на необыкновенном стекле». Цвет у К. Паустовского средство изображения мира. Писателю важно, чтобы читатель, представляя картины природы, заинтересовался ими и восхитился, увидев в обычном необычное. Константин Паустовский воплощает природу в образе живого существа при помощи олицетворения: «закат тяжело пылает», «ночь стоит и смотрит в тёмную воду», «зарождается рассвет», «спит вода, кувшинки, коряги», «котелок сердится и бормочет». К. Паустовский, как мастер слова, для привлечения нашего внимания использует инверсию, изменяя нормативный порядок слов в предложении: «Ночь, полная звёзд». Одним из средств создания пейзажа являются повторы: «спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы». Усиливая эффект тишины и спокойствия, повторения воздействуют на читателя. Автор использует в создании пейзажа эффект отражения. Озеро уже предстает перед нами «как косо поставленное зеркало», в темную воду которого смотрит ночь. В черной воде озера: «трудно отличить настоящие берега от отраженных, настоящие заросли от их отражения в воде». И это отражение писатель называет: «великим свойством» воды. В главе «Луга»: «высокое небо опрокинулось бледной зеленеющей чашей», отразившись в широком поясе заливных лугов. Константин Георгиевич выступает не просто как мастер слова, он еще и философ. Он рассматривает не только земную природу, но его тянет и в

16 Космос. Автор упоминает красавицу Венеру. В главе «Луга» (см. Приложение 6) наши взоры направлены в ночное звездное небо: мы видим созвездие Ориона, которое «называешь Стожарами», представляя группу звезд, видимых простым глазом, в осенние прохладные ночи «каждые два часа выходишь посмотреть на небо узнать, не взошел ли Сириус». К. Паустовский подчеркивает тем самым, что человек, Земля это часть Вселенной и наша задача понимать целостность картины мира, ценить и сохранять эту ЦЕЛОСТНОСТЬ. К.Г. Паустовский согласен со словами Сергея Аксакова, которые цитирует в своем произведении: «Природа вступит в вечные права свои. Вместе с благовонным, свободным, освежительным воздухом вдохнете вы в себя безмятежность мысли, кротость чувства, снисхождение к другим и даже к самому себе» Бескорыстная любовь к обыкновенной земле К. Паустовский не случайно называет последнюю главу повести «Бескорыстие» (см. Приложение 7). Он напоминает нам о том, что родные края ценны не только «обильными урожаями и природными силами», «лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами», их можно просто любить за то, что они прекрасны сами по себе, хотя «вся прелесть раскрывается не сразу, а очень медленно и постепенно». Видению и пониманию природы надо учиться, подмечать прекрасное, необычное в обычном, а научить этому может «этот клочок земли», полюбив который, уже никогда его не забудешь, «как никогда не забывается первая любовь». Выводы по главе 3 Проанализировав главы повести «Обыкновенная земля», «Леса», «Луга», «Бескорыстие», мы познакомились с удивительным, художественным языком автора.

17 Мы пришли к выводам, что а) Пейзаж становится основной микротемой в главе «Обыкновенная земля». б) В описании природы почти нет метафор. Но умелое включение в сравнение их, делает природу еще более живой. Отсутствие ярких цветов, однотипность синтаксических конструкций, точные эпитеты эти выразительные средства, характерные для стиля очерка, нужны писателю, чтобы показать простоту и неприметность русской природы. в) Но, говоря об «обыкновенности» Мещерской земли, автор доказывает обратное: речь идет о необыкновенной русской природе. Стоит только присмотреться и прислушаться к ней, и тогда для тебя откроются вся ее прелесть и разнообразие. г) На протяжении всего произведения писатель создает незабываемый художественный образ Мещерской стороны. Погружаясь в пейзажные зарисовки, читатель «рисует» картины неброской цветовой гаммы. Мещерский край «шумит», «звенит», «поет» на разные голоса, мы ощущаем запахи леса и воды. д) Для описания предметов используются в большей степени оттеночные эпитеты, что способствует медленному, вдумчивому созерцанию природы. е) Выразительность очерку придают сравнения, при помощи которых читатель может представить изображаемое. Чаще встречаются сравнительные обороты с союзами как, словно, будто. Реже автор использует форму творительного падежа имени существительного. ж) Проанализировав представленное автором разнообразие растительного и животного мира, мы убеждаемся, что природа Мещерского края это природа средней полосы России (см. Приложение 8). з) Писатель отмечает, что Мещерский край - это особый мир. Автор учит читателя поэтическому видению этого мира, воспитывает в нем чувство прекрасного и любви к Родине.

18 Заключение Историк изучает прошлое, заглядывая в будущее. Ботаник исследует строение и жизнь растений, ихтиолог рыб и среду их обитания, языковед строение и жизнь слов. Человек исследует значит, наблюдает и разгадывает тайны природы, окружающего нас мира, в том числе и тайны языка, узнаёт связь явлений, закономерности. Слово - важнейшая единица языка, самая многообразная и объёмная. Именно слово отражает все изменения, происходящие в жизни общества. Чем лучше, чем глубже человек знает язык, тем богаче, глубже и точнее будут собственные его мысли. Изучив научно-познавательную, публицистическую литературу, мы выяснили, что Мещерский период творчества К.Г. Паустовского не только связан с краем творчески. Здесь он «почувствовал себя русским до последней прожилки», здесь ощутил свою давнюю родину. Он понял, что нет ничего прекраснее на свете, чем русская земля, которую он не хотел променять ни на какие потрясающие красоты мира. В результате анализа глав повести «Обыкновенная земля», «Леса», «Луга» и «Бескорыстие» мы выявили, что пейзаж - это не только фон, на котором разворачивается повествование, но и, самое главное, он входит в структуру повести и играет очень важную композиционную и смысловую роль. С точки зрения композиции, пейзаж является «центром» повествования, он объединяет все события, происходящие в главах. С точки зрения смысловой роли, можно утверждать, что через пейзаж реализуется главная идея повести показать первозданность, нетронутость, необыкновенность Мещерского края, а также происходит раскрытие чувств автора. В связи с изучением особенностей пейзажа у нас возникла возможность говорить об особой манере писателя, о своеобразии авторского стиля. Мы определили, как по-своему воспринимает мир К.Г. Паустовский, как он ощущает явления природы и описывает их в своем произведении.

19 Мы пришли к выводу, что К.Г. Паустовский на своем примере показывает нам, как нужно любить природу, ведь именно в ней заложены те истоки духовных ценностей, которые делают человека внутренне богатым.

20 Список литературы 1. Геймбух Е.Ю. Крупинки золотой россыпи/ Е.Ю. Геймбух// Русский язык в школе с Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка/ В.И. Даль.- М.: Русский язык, Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка/ Т.Ф. Ефремова.- М.: АСТ: Астрель, Измайлов А. Куда впадает Лимпопо?/ А. Измайлов// Костер с Интернет-источники: Кременцов Л. Певец прекрасного (К. Паустовский-рассказчик)/ Л. Кременцов// Литература в школе с Литература. 7 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений/ авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова.- М.: Дрофа, Литература: Справочник абитуриента/ авт.-сост. В.Е. Красовский.- М.: АСТ, Литературный энциклопедический словарь/ под. общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева.- М.: Сов. Энциклопедия, Ожегов С.И. Толковый словарь русс.яз.: 800 сл. и фразеологич. выраж.- М.: Азбуковник, Паустовский К.Г. Заячьи лапы.- М.: ООО «Издательство Астрель», Паустовский К.Г. Михайловские рощи: Повести и рассказы.- Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, Паустовский К.Г. Наедине с осенью.- М.: Советский писатель, Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. Пособие для учащихся сред. Школы. Ред.-сост.: Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев.- М.: Просвещение, Шанский Н.М. Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов.- М.: Дрофа, 2000.

21 Приложение 1 Вопросы по выявлению отношения учащихся к пейзажным зарисовкам в художественном тексте 1. Пейзаж в художественном тексте это. 2. Для чего автор использует описание природы? 3. Что вы считаете важнее: описание природы или рассказ о событиях? Почему? 4. Интересно ли вам читать в произведении описание природы? 5. При чтении произведения упускаете ли вы описание природы?

22 Ответы учащихся 5-7 классов на вопросы по выявлению отношения к пейзажным зарисовкам в художественном тексте Приложение 2 Классы Пейзаж это 5-ые 6-ые 7-ые Итого Изображение на картине Описание природы в тексте Не дали ответа Таблица 1. Определение понятия «пейзаж» в художественном произведении учащимися 5-7 классов Классы 5-ые 6-ые 7-ые Итого Для выразительности Чтобы понять содержание Передать настроение Для описания погоды Не дали ответ Таблица 2. Необходимость использования автором описания природы художественном произведении по мнению учащихся 5-7 классов в Классы 5-ые 6-ые 7-ые Итого Рассказ о событиях Описание природы И рассказ о событиях, и описание природы Не дали ответ Таблица 3. Определение значимости описания природы или рассказа о событиях в художественном произведении по мнению учащихся 5-7 классов

23 Классы 5-ые 6-ые 7-ые Итого Интересно Неинтересно Иногда интересно Таблица 4. Определение интереса учащихся природы в художественном произведении 5-7 классов к чтению описания Классы 5-ые 6-ые 7-ые Итого Да Нет Иногда Таблица 5. Определение количества учащихся 5-7 классов, упускающих описание природы в художественном произведении

24 Анализ читательских формуляров учащихся 5-7 классов Приложение 3 Классы Категории 5-ые 6-ые 7-ые Итого Произведения школьной программы Справочная литература Учебные пособия Рассказы Книги о природе Басни Не читают Таблица 1. Выявление читательских интересов учащихся 5-7 классов на основе библиотечных формуляров

25 Приложение 4 ОБЫКНОВЕННАЯ ЗЕМЛЯ В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен - так же, как картины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы. Что можно увидеть в Мещерском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, поемные и лесные озера, заросшие черной кугой, стога, пахнущие сухим и теплым сеном. Сено в стогах держит тепло всю зиму. Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. Я вырывал в сене глубокую нору, залезал в нее и всю ночь спал в стогу, будто в запертой комнате. А над лугами шел холодный дождь и ветер налетал косыми ударами. В Мещерском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик-"болтун" заблудившейся коровы слышен далеко, почти за километр. Но такая тишина стоит в лесах только в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам. В Мещерском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды. Что можно услышать в Мещерском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам - разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа. Но увидеть и услышать так мало можно только в первые дни. Потом с каждым днем этот край делается все богаче, разнообразнее, милее сердцу. И, наконец, наступает время, когда каждая ива над заглохшей рекой кажется своей, очень знакомой, когда о ней можно рассказывать удивительные истории. Я нарушил обычай географов. Почти все географические книги начинаются одной и той же фразой: "Край этот лежит между такими-то градусами восточной долготы и северной широты и граничит на юге с такой-то областью, а на севере - с такой-то". Я не буду называть широт и долгот Мещерского края. Достаточно сказать, что он лежит между Владимиром и Рязанью, недалеко от Москвы, и является одним из немногих уцелевших лесных островов, остатком "великого пояса хвойных лесов". Он тянулся некогда от

26 Полесья до Урала. В него входили леса: Черниговские, Брянские, Калужские, Мещерские, Мордовские и Керженские. В этих лесах отсиживалась от татарских набегов древняя Русь.

27 Приложение 5 ЛЕСА Мещера - остаток лесного океана. Мещерские леса величественны, как кафедральные соборы. Даже старый профессор, ничуть не склонный к поэзии, написал в исследовании о Мещёрском крае такие слова: "Здесь в могучих сосновых борах так светло, что на сотни шагов вглубь видно пролетающую птицу". По сухим сосновым борам идешь, как по глубокому дорогому ковру,- на километры земля покрыта сухим, мягким мхом. В просветах между соснами косыми срезами лежит солнечный свет. Стаи птиц со свистом и легким шумом разлетаются в стороны. В ветер леса шумят. Гул проходит по вершинам сосен, как волны. Одинокий самолет, плывущий на головокружительной высоте, кажется миноносцем, наблюдаемым со дна моря. Простым глазом видны мощные воздушные токи. Они подымаются от земли к небу. Облака тают, стоя на месте. Сухое дыхание лесов и запах можжевельника, должно быть, доносятся и до самолетов. Кроме сосновых лесов, мачтовых и корабельных, есть леса еловые, березовые и редкие пятна широколиственных лип, вязов и дубов. В дубовых перелесках нет дорог. Они непроезжи и опасны из-за муравьев. В знойный день пройти через дубовую заросль почти невозможно: через минуту все тело, от пяток до головы, покроют рыжие злые муравьи с сильными челюстями. В дубовых зарослях бродят безобидные медведимуравьятники. Они расковыривают старые пни и слизывают муравьиные яйца. Леса в Мещере разбойничьи, глухие. Нет большего отдыха и наслаждения, чем идти весь день по этим лесам, по незнакомым дорогам к какому-нибудь дальнему озеру. Путь в лесах - это километры тишины, безветрия. Это грибная прель, осторожное перепархивание птиц. Это липкие маслюки, облепленные хвоей, жесткая трава, холодные белые грибы, земляника, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и, наконец, лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки. Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши. Какой-то непонятный звон слышен в лесах - звучание вечера, догоревшего дня. А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное зеркало. Ночь уже стоит над ним и смотрит в его темную воду,- ночь, полная звезд. На западе еще тлеет заря,

28 в зарослях волчьих ягод кричит выпь, и на мшарах бормочут и возятся журавли, обеспокоенные дымом костра. Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то очень далеко - кажется, за краем земли - хрипло кричит старый петух в избе лесника. В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Еще всё спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха. Котелок сердится и бормочет на огне. Мы почему-то говорим шепотом - боимся спугнуть рассвет. С жестяным свистом проносятся тяжелые утки. Туман начинает клубиться над водой. Мы наваливаем в костер горы сучьев и смотрим, как подымается огромное белое солнце - солнце бесконечного летнего дня. Так мы живем в палатке на лесных озерах по нескольку дней. Наши руки пахнут дымом и брусникой - этот запах не исчезает неделями. Черное озеро названо так по цвету воды. Вода в нем черная и прозрачная. В Мещере почти у всех озер вода разного цвета. Больше всего озер с черной водой. В иных озерах (например, в Черненьком) вода напоминает блестящую тушь. Трудно, не видя, представить себе этот насыщенный, густой цвет. И вместе с тем вода в этом озере, так же как и в Черном, совершенно прозрачная. Этот цвет особенно хорош осенью, когда на черную воду слетают желтые и красные листья берез и осин. Они устилают воду так густо, что челн шуршит по листве и оставляет за собой блестящую черную дорогу. Но этот цвет хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде, как на необыкновенном стекле. Черная вода обладает великолепным свойством отражения: трудно отличить настоящие берега от отраженных, настоящие заросли - от их отражения в воде. В Урженском озере вода фиолетовая, в Сегдене - желтоватая, в Великом озере - оловянного цвета, а в озерах за Прой - чуть синеватая. В луговых озерах летом вода прозрачная, а осенью приобретает зеленоватый морской цвет и даже запах морской воды. Но большинство озер все же - черные. Старики говорят, что чернота вызвана тем, что дно озер устлано толстым слоем опавших листьев. Бурая листва дает темный настой. Но это не совсем верно. Цвет объясняется торфяным дном озер - чем старее торф, тем темнее вода.

29 Приложение 6 ЛУГА на Прорве слишком много помех: то за соседним кустом начнет кричать коростель, то с пушечным гулом ударит пудовая рыба, то оглушительно выстрелит в костре ивовый прут и разбрызжет искры, то над зарослями начнет разгораться багровое зарево и мрачная луна взойдет над просторами вечерней земли. И сразу же стихнут коростели и перестанет гудеть в болотах выпь - луна подымается в насторожен-ной тишине. Она появляется, как владетель этих темных вод, столетних ив, таинственных длинных ночей. Шатры черных ив нависают над головой. Глядя на них, начинаешь понимать значение старых слов. Очевидно, такие шатры в прежние времена назывались "сенью". Под сенью ив... И почему-то в такие ночи созвездие Ориона называешь Стожарами, а слово "полночь", которое в городе звучит, пожалуй, как литературное понятие, приобретает здесь настоящий смысл. Вот эта тьма под ивами, и блеск сентябрьских звезд, и горечь воздуха, и далекий костер в лугах, где мальчишки сторожат коней, согнанных в ночное,- все это полночь. Где-то далеко сторож отбивает на сельской колокольне часы. Он бьет долго, мерно - двенадцать ударов. Потом снова темная тишина. Только изредка на Оке закричит заспанным голосом буксирный пароход. Ночь тянется медленно; кажется, ей не будет конца. Сон в осенние ночи в палатке крепкий, свежий, несмотря на то что просыпаешься через каждые два часа и выходишь посмотреть на небо - узнать, не взошел ли Сириус, не видно ли на востоке полосы рассвета. К этим дням, проведенным на Прорве, целиком относятся слова Аксакова: "На зеленом цветущем берегу, над темной глубью реки или озера, в тени кустов, под шатром исполинского осокоря или кудрявой ольхи, тихо трепещущей своими листьями в светлом зеркале воды, улягутся мнимые страсти, утихнут мнимые бури, рассыплются самолюбивые мечты, разлетятся несбыточные надежды. Природа вступит в вечные права свои. Вместе с благовонным, свободным, освежительным воздухом вдохнете вы в себя безмятежность мысли, кротость чувства, снисхождение к другим и даже к самому себе".

30 Приложение 7 БЕСКОРЫСТИЕ Можно еще много писать о Мещерском крае. Можно написать, что этот край очень богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. Но я нарочно не пишу об этом. Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она дает обильные урожаи и природные ее силы можно использовать для нашего благосостояния! Не только за это мы любим родные места. Мы любим их еще за то, что, даже небогатые, они для нас прекрасны. Я люблю Мещерский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно. На первый взгляд - это тихая и немудрая земля под неярким небом. Но чем больше узнаешь ее, тем все больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю. И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, - этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая любовь.

31 Разнообразие животного и растительного мира Приложение 8 животные журавли перепел ястреб иволга дятел волки светляки рыжие муравьи медведи-муравьятники летучие мыши совы утки щука червяки-подлистники коростель выпь лещ окунь растения сосна ольха осина можжевельник вереск ель ива земляника колокольчики волчьи ягоды кувшинки брусника липа вяз дуб ель береза белые лилии ива шиповник ежевика репейник медуница щавель силки осока ольха Грибы: маслята, белые, дождевики


Коркина Юлия Ниловна Хабибуллина Раушания Марселевна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5» Бавлинский муниципальный район Республики Татарстан КОНСПЕКТ

Конспект урока словесности в 5 классе Горбунова Валентина Алексеевна, учитель русского языка и литературы Тема. «Родные все места...» (комплексное повторение разделов «Словообразование» и «Синтаксис» по

Калабина Ирина Васильевна Урок семинар по литературе в 9 классе «Тема природы в лирике А.С.Пушкина» Цель урока: создание условий для формирования у обучающихся предметных и надпредметных компетентностей;

ЛЮБОВЬ К «МАЛОЙ» РОДИНЕ В СТИХОТВОРЕНИИ Н. М. РУБЦОВА «У СГНИВШЕЙ ЛЕСНОЙ ИЗБУШКИ» Афанасьева Ю.C, Кожушкова Н.В. ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова» Магнитогорск,

Рылов Аркадий Александрович «Полевая рябинка» «Пейзаж не довесок к прозе и не украшение. В него нужно погрузиться, как если бы вы погрузили лицо в груду мокрых от дождя листьев и почувствовали их роскошную

Как писать сочинение-рассуждение для ГИА по русскому языку на лингвистическую тему (15.1) Вступление (введение) Вступление нужно для подготовки читателя к восприятию написанного вами текста. При написании

Каримова Альбина Мансуровна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия с. Раевский муниципального района Альшеевский район Республики Башкортостан Цели урока: УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК: ЛИТЕРАТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 5 класс ТЕМА: «Весна, весна! Как воздух чист!» (изображение весны в стихотворения х русских поэтов XIX века и в пейзажной живописи И. Левитана).

Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны знать и уметь: понимать основные проблемы общественной жизни и закономерности историколитературного процесса того или иного периода; знать основные

Для учащихся 6 класса 1 Найди соответствие картины с фамилией художника и названием работы А Исаак Ильич Левитан Владимирка. 1 Б Иван Иванович Шишкин Рожь. 2 В Алексей Кондратьевич Саврасов Распутица.

Технологическая карта урока. Учитель русского языка и литературы МКОУ КГО «Гимназия 4 им. М.А.Хабичева» Джукаева С.М. Предмет: русский язык. Тема: «Букы о-а в корне гар- / -гор-». Задачи. Предметные: знать

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Инженерно техническая школа имени дважды Героя Советского Союза П.Р. Поповича» Приказ 03/70

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ «ШКОЛА 11» Приказ 130 от 14.06.2016 Программа принята на основании решения методического объединения учителей русского

РУССКИЙ ЯЗЫК Урок развития речи в 5 классе Провела Иванова Л.В., учитель русского языка и литературы Тема: «Красота родного края. Осень» Эпиграф: «С детства рос я в этом сказочном пейзаже» 1.Организационный

Конспект цикла занятий по изобразительной деятельности «Осень» - рисование шерстью Травкина Елена Ильинична, педагог дополнительного образования, дошкольное отделение 4, ГБОУ Школа 1265, г. Москва Цель:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Прелестненская средняя общеобразовательная школа» Мастер-класс «Методы и средства раскрытия художественного образа на уроках литературы» Разработала:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 44 г. Липецка Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление детьми описательных

Конспект по художественно-эстетическому развитию в старшей группе «Русская красавица береза» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида городского округа Самара детский сад 309 План конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Колокольчик»

С. Рудь РАБОТА НАД ЛИРИЧЕСКИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Один из принципов организации школьного анализа текста - учет родовой и жанровой специфики произведения - требует от учителя знания основных

Художественно-эстетическое развитие. Занятие по рисованию в подготовительной к школе группе. Тема: «Осень». Программное содержание: Учить детей передавать в рисунке впечатления об осени; самостоятельно

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА Г.БЕЛОЯРСКИЙ» Консультация для родителей Тема: «Искусство, которое называется

Тема: «Путешествие по родной стране». 2 класс Цель урока: Развитие личности в процессе обучения и воспитания. Задачи: 1) Способствовать: - развитию пространственных представлений детей; - воспитанию любви

Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. В. Г. Белинский, обращаясь к педагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится

Как мир меняется! И как я сам меняюсь. Н.А.Заболоцкий Поэтический мир Николая Заболоцкого Работу выполнили гимназисты 6 «В» класса гимназии «Лаборатория Салахова» Василюк Андрей Лагига Сергей Болдырев

Методика формирования духовно-нравственной основы личности учащихся в процессе обучения учебной дисциплине «Пленэр» Духовно-нравственное воспитание неразрывно связано с гражданским и патриотическим воспитанием,

Тема Родины в стихотворениях Николая Рубцова. Цели и задачи: 1. Познакомить учащихся с биографическими сведениями и творчеством Н. Рубцова. 2. Продолжить обучение выразительному чтению, комментированию,

Сочинение по тексту паустовского средняя полоса россии Это средняя полоса России. Край называется Мещерой. У Паустовского есть произведение об этом крае. Называется 6 группа делает вывод по всему тексту.

Тема: «Деревья». Цель: содействовать развитию лексико-грамматической системы языка, становлению самостоятельного развернутого высказывания у дошкольников с речевой и (или) познавательной патологией (общее

Образно-поэтический язык запаха в лирике К.Бальмонта Выполнила: ученица 10 класса Боровинская Юлия Руководитель: учитель русского языка и литературы Минаева Галина Викторовна Актуальность данной работы

ПЛАН УРОКА по изобразительному искусству тема: «Пейзаж родной земли» Водякова Н.А. Тема урока: Пейзаж родной земли. Цели и задачи: Воспитание у детей любви и бережного отношения к родной природе, понимание

Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе программы Р.И.Альбетковой «Русская словесность. От слова к словесности» 5-9 классы - // Программы для общеобразовательных учреждений.

«Русский музей» Впечатления детей Гр.Витаминки Подготовила воспитатель: Пономаренко А.Н. Цель: Развивать познавательный интерес Задачи Формирование знаний детей о творчестве русских художников. Формирование

Занятие по рисованию в подготовительной к школе группе «Вечерние закаты Югры» Воспитатель ИЗО: Черепанова Е.В. Занятие по рисованию в подготовительной к школе группе. Тема: «Вечерние закаты Югры». Программные